Суббота
20.04.2024
10:42
Жизнь города

Категории раздела
Святогорск [7]
Артемовск [2]
Макеевка [33]

Наш город

Организации города

Это интересно

Книга жалоб и пожеланий

Форма входа

Сейчас на сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Жители Донбасса » Святогорск

Дедов Владимир Николаевич — директор Святогорского историко-архитектурного заповедника



Владимир Николаевич Дедов — директор Святогорского историко-архитектурного заповедника, заслуженный работник культуры Украины.

Владимир Николаевич Дедов учился в Донецком государственном университете и после его окончания в 1980 году направлен работать учителем истории в среднюю школу Славяногорска (теперь Святогорск). С сентября 1981 года Владимир Николаевич Дедов назначен заведующим научно-исследовательским отделом Святогорского государственного историко-архитектурного заповедника. В 2004 году открылась панорама «Святые горы в XVII веке», которую Владимир Николаевич Дедов готовил в течение нескольких лет и реализовал при помощи группы харьковских художников и архитекторов из научно-производственного предприятия «Всесвiтстрой». В 2010 году по концепции Владимира Николаевича Дедова в выставочном зале Свято-Успенской Святогорской Лавры прошла выставка авторской иконописи Геннадия Жукова и Владимира Теличко. Ныне Владимир Николаевич Дедов глава депутатской фракции в Святогорском городском совете.

Так уж получилось, что родившись и живя в Донбассе 25 лет, Славяногорск Владимиру Николаевичу Дедову довелось увидеть только в 1980 г., когда он после окончания Донецкого университета прибыл к месту своего назначения — учителем истории в среднюю школу.

Материалистические убеждения Владимира Николаевича Дедова сразу же подверглись серьезному испытанию. В первые дни Владимира Николаевича Дедова не покидало ощущение, что здесь ему уже приходилось бывать, но в какой-то другой жизни, уж очень знаком был пейзаж Святых Гор вдоль причудливых зигзагов Северского Донца. Но особенно ярко в памяти запечатлелась картина белой скалы с черными глазницами окон и двуглавой церковью на вершине. Нетрудно было вообразить, что эта реальная картина Святогорья неким сверхъестественным образом была заложена в памяти Владимира Николаевича Дедова и явилась предзнаменованием будущей деятельности по возрождению памятников Святогорского монастыря. Однако причина сего видения оказалась много прозаичнее: лет двадцать назад Владимира Николаевича Дедова, тогда пятилетнего мальчика, родители вывезли отдыхать на слияние рек Оскола и Донца, а добирались дорогою, которая проходила через Славяногорск (тогда пос. Банное) и с которой хорошо просматривался пейзаж Святых Гор с древним пещерным монастырем в скале.

Судьбе было угодно распорядиться таким образом, что за два месяца до приезда Владимира Николаевича Дедова в Славяногорск было принято правительственное решение об объявлении архитектурного комплекса XVII-XIX вв. Святогорского монастыря Государственным историко-архитектурным заповедником. В течение года решались организационные вопросы и уже в сентябре 1981 г. я занялся научной работой в заповеднике в должности заведующего научно-исследовательским отделом. Состав дирекции заповедника в первое время был небольшой: порядка пяти человек. Возглавлял дирекцию Харченко Алексей Иванович, человек далекий от истории и архитектуры, но обладающий организаторскими способностями. Сегодня, по прошествии почти полутора десятка лет, от прежнего состава работников никого не осталось, но этот первоначальный период нашей деятельности останется в памяти как наиболее трудный и, вместе с тем, наполненный радужными надеждами и предчувствиями больших свершений. К сожалению, многим мечтам не суждено было сбыться, а максимализм, свойственный молодости, уступил место трезвой оценке реальностей. А реалии того, начального периода были таковы: дирекция заповедника получила в пользование одну комнату в приемном отделении санатория размером 10 м2 и кое-что из мебели. Но главная трудность заключалась в отсутствии опыта работы, квалифицированных кадров для решения задач по исследованию и реставрации памятников архитектуры. На тот период фактически все памятники принадлежали кардиологическому санаторию им. Артема, который большую часть из них использовал в соответствии со своими задачами. В главном храме монастыря — Успенском соборе XIX в. — размещался Дворец культуры здравницы, в Покровской церкви — библиотека и залы лечебной физкультуры, в братских кельях — спальные корпуса, в гостиничном дворе — лечебные и спальные корпуса, административная служба, в экономическом дворе — жилой фонд и хозяйственная зона.

Другая часть памятников истории и архитектуры XVII-XIX вв., непригодная к эксплуатации (пещерные сооружения, Николаевская церковь, павильоны паломников) находились в аварийном состоянии, были местом паломничества неорганизованных туристов со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Часть объектов, входивших некогда в монастырский комплекс, предназначалась к сносу по причинам ветхости и неудовлетворительного технического состояния. Образование заповедника предотвратило политику сноса сооружений на его территории, однако архитектурный облик памятника к этому времени претерпел существенные изменения. Предстояла значительная работа как по реставрации отдельных объектов, так и, в целом, по воссозданию первоначального облика ансамбля Святогорского монастыря. В 1981 г. дирекции заповедника были переданы функции по ведению проектных и реставрационных работ. Последние велись силами небольшого реставрационного участка Черниговской, а затем Сумской и Харьковской научно-реставрационных мастерских. Объем работ в начальный период не превышал 40-60 тыс. рублей в год. Финансирование велось в основном за счет средств областного Общества охраны памятников истории и культуры, которое возглавляли тогда Р.Ф. Соболева и В.Н. Пугло, сделавшие немало не только в части обеспечения работ, но и для становления заповедника в целом.

Ощущалось отсутствие целостной программы проектных и реставрационных работ и, особенно, минимально необходимой научной базы. По ряду объектов не было не только исследовательского материала, но и исторических сведений. Достаточно сказать, что в первоначальных решениях были затруднения с определением названия памятников и времени их постройки. Так, Покровская церковь с колокольней фигурировала как трапезная церковь, здание столовой санатория послевоенной постройки было определено как монастырский дом. Часть сооружений монастыря (хозяйственный двор, подземная церковь Антония и Феодосия XVII в., гостиничный корпус N 14) вообще не были внесены в список архитектурных памятников.

В период 1981-1983 гг. были проведены историко-архивные и библиографические изыскания по комплексу памятников архитектуры Святогорского монастыря, результаты которых дали возможность с высокой степенью достоверности определить историческое прошлое объектов, их функциональное назначение, авторство, время строительства, другие необходимые сведения. С другой стороны, это позволило осознать невосполнимость потерь, которые понес архитектурный ансамбль в трагические периоды своей истории, особенно, в последние семьдесят лет с момента закрытия монастыря в 1922 г. Исчезли с лица земли как отдельные памятники (Преображенская церковь, Успенская часовня, Трапезная церковь, Кирилло-Мефодиевская лестница, наружная часть церкви Антония и Феодосия, три гостиничных корпуса, братский корпус, иконная лавка), так и целые архитектурные комплексы (скит пр. Арсения – Святое место), Больничный хутор). Другие памятники истории и архитектуры во многом утратили свой первоначальный облик, лишившись луковиц, крестов, лепного декора. Фактически полностью утрачен интерьер культовых сооружений в период реконструкции монастыря и приспособления его под Дом отдыха.

Особую озабоченность вызывали памятники, находившиеся в бесхозном и аварийном состоянии; которым грозило полное уничтожение. Среди них, безусловно, первоочередным объектом, требующим срочного проведения работ, был пещерный монастырь XVII в. в меловой скале — наиболее древний памятник Святогорского ансамбля.

Не меньшего внимания требовали Николаевская церковь XVII в. на вершине скалы. Успенский собор, да и другие объекты. Одновременно необходимо было заниматься созданием материальной базы дирекции заповедника, без чего невозможно было представить результативной работы. Как проводилась эта работа, какие трудности приходилось преодолевать, какие результаты сопутствовали нашим усилиям по сохранению Святогорского памятника, какие новые и забытые старые исторические страницы жизни Святых Гор нам открылись, — все это мне хотелось донести до читателя в этой книге.

Вместе с тем, нельзя себе представить облик Святых Гор, их неповторимую красоту и самобытность без свидетельств современников прошлых веков, тем более, если эти свидетельства принадлежат перу таких писателей как А. П. Чехов, И. А. Бунин, С. Каронин, В. И. Немирович-Данченко, ученого-историка Д. И. Багалея, деятеля российской культуры XIX в. — князя Н. Б. Голицына. Их произведения о Святых Горах, помещенные в этой книге, несомненно, удовлетворят запросы самого взыскательного читателя.

 

Категория: Святогорск | Добавил: Стасян (14.08.2011)
Просмотров: 2448 | Рейтинг: 1.0/1
Журнал Forbes составил ежегодный рейтинг 100 самых влиятельных знаменитостей шоубизнеса. В этот раз на вершину рейтинга вернулась популярная американская телеведущая Опра Уинфри, уступившая в прошлом году первую строчку Анджелине Джоли
Контактная разработка
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar
Поиск

Опрос

Сайты города Енакиево

Официальный сайт Енакиево
Еженедельник "Панацея"
Енакиевская правда
06252
Блог Богдана Горбачева
Громадой к благополучию
Проект Земляки
Сайт города Углегорск
Ольховатка - ONLINE
Рейтинг сайтов города
Обзор городских сайтов

Сайты организаций и предприятий

ПАО "ЕМЗ"
Строительство от А до Я
Сайт Владимира Калиниченко
Турклуб "Дороги"
Центральная городская библиотека
Магазин кованых изделий Ferrum
Весь каталог сайтов города

 Букинист - бесплатная библиотека.
Copyright by Enakievets (Бородин Сергей) © 2010 - 2024 Енакиево как на ладони - сайт города Енакиево

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru