Возникшая несколько лет назад проблема незаконной добычи угля по-прежнему остается острой. Государство на правовом уровне оставляет этот вопрос открытым, и нелегальные разработчики недр пользуются несовершенством законодательства, стараясь урвать как можно больше. «Копанки» плотным кольцом окружили наш город, и хотя обычно масштабы добычи угля здесь не столь уж и велики, по сравнению с другими городами Донецкой области, хлопот они доставляют немало. Страдает природа, ухудшается экология, но самое страшное, когда в черных «дырах» гибнут люди. Никто не осудит тех, кто опасным шахтерским трудом хочет заработать себе на жизнь. «Копанка» - та же шахта, только смертельный риск здесь вырастает в десятки раз, потому что в погоне за прибылью соблюдением техники безопасности здесь никто не занимается, и каких-либо социальных гарантий в случае травматизма мли гибели не обещает. Но люди идут сюда работать, поскольку платят «живыми» деньгами и сразу.
Говорят, что жители Углегорска, работающие на нелегальных шахтах, с нетерпением ждали, когда же эта «копанка» начнет работать. Перед ними стоял выбор или работать в родном Углегорске, или Киев работа. В результате для шестерых человек она чуть не стала братской могилой. Вряд ли бизнесмены, занимающиеся нелегальной разработкой недр, вынесут уроки из этого происшествия. Пока бизнес приносит прибыль, а государство не очень строго наказывает за нарушение закона, никто не бросит начатое дело. И через месяц-два относительного затишья нелегальная жизнь на «копанках», пожалуй, опять закипит.
Взрыв на «копанке» в районе поселка Каютино, унесший жизнь шестерых человек, произошел 29 февраля около 21 часа. Но лишь к середине следующего дня с информацией об этом причастные к событиям люди обратились к журналистам газеты «Панацея». Коллеги рассказывают, что, приехав на место происшествия, они увидели троих людей, которые, очевидно, пытались опуститься в шахту, но скрылись, увидев посторонних. В дальнейшем специалисты скажут, что этим они спасли себе жизнь, поскольку опустившись еще на метр-два, они бы неминуемо погибли.
По обычному плану, хорошо известному в нашем шахтерском регионе, в случаях аварий на угольных предприятиях создается орган, который координирует поисково-спасательные работы. Только в этот раз этим занималась не государственная комиссия, как это делается обычно, так как государство не имело отношения к нелегальной шахте. Однако во всем остальном различий не было. В течение нескольких часов был создан технический совет по организации работ по ликвидации аварийной ситуации «несанкционированное ведение горных работ по добыче угля», и уже к вечеру этого же дня на месте происшествия работали горноспасатели. Первое обследование показало, что содержание угарного газа и метана в шахтной атмосфере столь велико, что производить разведку без проветривания выработки смертельно опасно.
Пожалуй, впервые перед горноспасателями была поставлена задача «пойди туда, не знаю куда». Работать предстояло вслепую, так как в отличие от угольных предприятий, где есть точные планы расположения выработок, здесь существовала лишь схема, нарисованная непрофессионалом со слов других людей. Поэтому и техническим службам ГП «Орджоникидзеуголь», и представителям научно-исследовательских институтов, привлеченным техническим советом к работе, приходилось разрабатывать сразу несколько вариантов проведения спасательных работ.
Эта «копанка», находящаяся в охранной зоне Криничанской дистанции пути Донецкой железной дороги, в непосредственной близости к железнодорожному полотну, существует достаточно давно, но в последнее время была закрыта. Отсюда и большая, как для «копанок», глубина, достигающая почти 200 метров, что и стало еще одной из особенностей проводимой спасательной операции. Ее организаторам предстояло решить не только сложные технические проблемы, но и непростой юридический вопрос: какими силами проводить работы. Во время аварий на угольных предприятиях в помощь горноспасателям выделяют трудящихся шахты, которые выполняют работы на профессиональном уровне. Кроме всего прочего, каждый шахтер в таких случаях готов идти на помощь товарищам, оказавшимся в беде, поскольку знает: окажись он в подобной ситуации, его тоже будут спасать всем коллективом. Здесь же ситуация была совсем другой: незаконный объект, где нет ни работников, ни ответственных лиц. И все-таки выход был найден, и в соответствии со ст. 21 Закона Украины «Об аварийно-спасательных работах» в распоряжение уполномоченного руководителя по ликвидации ЧП и руководителя горно-спасательных работ ежесменно направлялись забойщики, горнорабочие очистного забоя и инженерно-технические работники шахты «Углегорская» ГП «Орджоникидзеуголь», которые занимались восстановлением крепи и очисткой аварийной выработки.
Пока бойцы первого военизированного горно-спасательного отряда под руководством О.В. Маслова вели разгазирование выработки, сотрудники правоохранительных органов занимались своей работой в рамках уголовного дела, открытого по ст. 240 Уголовного кодекса Украины «Нарушение правил охраны недр». Ими задержан работник «копанки», занимавшийся организационными вопросами, которого некоторые средства массовой информации называют организатором шахты. Именно с его слов и был нарисован примерный план шахтной выработки. Конечно же, всех интересует вопрос, будет ли задержан владелец шахты. Но на него пока что ответа нет.
Разгазирование шахтной выработки продолжалось с 1 по 5 марта включительно. И только после того, как газовая обстановка была доведена до санитарных норм, началась разведка и восстановление крепи. Первый пострадавший без признаков жизни был найден на глубине 127 метров, после чего обнаружены еще пятеро. Глубокой ночью 6 марта тела начали поднимать на поверхность. К середине дня горно-спасательные работы завершились, после чего на месте чрезвычайного происшествия демонтировали надземные постройки, вывезли лесоматериал, а вход в аварийную выработку решили оградить железобетонными блоками.
Енакиевский городской голова С.Ж. Рухадзе выразил благодарность всем службам и предприятиям, принимавшим участие в операции по ликвидации последствий чрезвычайного происшествия, отметив, что в этих сложных, а иногда и уникальных обстоятельствах, работа проводилась слаженно, а вопросы решались оперативно.
В ходе последнего заседания технического совета по ликвидации последствий ЧП также принято решение в рамках уголовного дела обратился к руководству Донецкой железной дороги для рассмотрения вопроса о разработке проекта по ликвидации выработки. Оказывается, ликвидировать «копанку», тем более такую глубокую, не очень-то и просто. Со временем засыпанный грунт проседает, и зачастую нелегальные старатели вновь возвращаются на прежний участок.
Недавно Норвежский Баренцевый секретариат объявил о планах постройки нового культурного центра, который станет самым высоким деревянным зданием в мире. Секретариат надеется, что самое высокое деревянное здание в мире будет символизировать их важную роль в развитие Северногого региона – как маяк знаний и развития. Постройка самого высокого деревянного здания должно подтвердить возможность возведения высоких, устойчивых строений из экологически чистого материала .
Все материалы сайта Енакиево как на ладони взяты из открытых источников и используются в некоммерческих, ознакомительных целях. Ссылка на первоисточник (при наличии такового) указывается в конце материала. Ответственности за содержание материалов администрация сайта не несет. Мнение администрации сайта может не совпадать с мнением автора материала. При использовании материалов ссылка на первоисточник обязательна.