На днях теплоход "Енакиево" вернулся из своего последнего рейса по "турецкой" линии и стал на прикол у пассажирского причала родного Мариупольского порта.
Корабли стареют, как и города. Но если город с годами расширяется в своих границах, становится краше, то жизнь корабля сродни человеческой. Только планка старости у него ниже, чем у людей.
В прошлом году, 31 августа, теплоход "Енакиево" отметил тридцатилетний юбилей - срок для морского судна значительный! Строил его Навашинский судоремонтный завод "Ока" специально для "огненной" линии Камыш-Бурун - меткомбинат "Азовсталь". Тогда же, в 1971 году, на воду были спущены еще шесть агломератовозов того же типа, что и "Енакиево", - "Макар Мазай", "Никитовка", "Азовсталь", "Вольногорск", "Степан Маркелов", "Аршинцево". Конвейер из семи судов, заменивший самоходные баржи, беспрерывно доставлял агломерат в Мариуполь. Нелегко приходилось в осенние и зимние месяцы, особенно во время подвижек льда.
Как считают специалисты, агломератовозы делались, действительно, на совесть. По проекту, срок их эксплуатации - 14 лет, но они и по сей день в работе, только под чужим флагом. Все, кроме нашего морского тезки, а остальные проданы в Индию, Италию или Грецию.
В 1991 году "Енакиево" после реконструкции стал ячеистым контейнеровозом. Перевозил грузы по так называемому "ближнему кругу" (морская линия Стамбул-Керчь). Команда теплохода работала практически без отдыха - возвращались из семидневного рейса и снова в плавание. В месяц контейнеровоз давал тогда до 200 тысяч долларов прибыли. Но Азовское морское пароходство, к которому был приписан "Енакиево", обросло долгами. Естественно, денег на ремонт теплохода у него не было. "Третью жизнь" кораблю дал Мариупольский морской порт.
- Контейнеровоз могли просто продать на металлолом, - рассказывает начальник службы грузопассажирских перевозок порта Г.Ф. Беляевский. - Он умирал, мы спасли его. Сегодня "Енакиево" уже окупил все затраты на себя, заработав свыше полумиллиона долларов прибыли.
Несколько недель назад мне удалось побывать на теплоходе. Вместе с Г.Ф. Беляевским мы медленно ехали по территории Мариупольского порта, который входит в пятерку наиболее мощных портовых хозяйств СНГ. Только общая длина причалов превышает три километра. На внутреннем и внешнем рейдах вовсю кипит работа - мощные буксиры, плавкраны и плавсклады, рейдовые катера обслуживают десятки судов, а на очереди - новые, караваном движущиеся по всей линии подходного канала.
Машина затормозила возле одного из причалов. Рядом с маленькими катерами и буксирами теплоход "Енакиево" был похож на великана. Потом уже от капитана я узнал: длина корабля - 123,5 метра, ширина - 15, а высота борта - шесть с половиной метров. Площадь руля - двенадцать квадратных метров. Водоизмещение при полном грузе - 6550 тонн. Теплоход работает на дизельном топливе - за сутки в ходу его расходуется до девяти тонн. Мощность каждого из двух главных двигателей - тысяча лошадиных сил. Дальность плавания корабля - 1400 миль, а скорость хода - 11 миль в час.
...Теплоход пришвартовался глубокой ночью. Несколько часов заняли таможенные формальности. Команда работала без сна, но и утром - тоже не до отдыха. В капитанской каюте было людно. Приходили и уходили представители различных контролирующих служб, руководители и специалисты портофлота. Полным ходом шли ремонтно-профилактические работы, делались запасы к новому рейду, а он намечался уже на следующий день. Уставший 64-летний капитан Николай Дмитриевич Корогва только и успевал отдавать приказы своим помощникам. Чувствовалось, он знает корабельное хозяйство до мелочей, а упустить ничего нельзя, ведь в открытом море даже маленькая оплошность может обернуться большой бедой.
- Теплоход - это мини-государство, а я здесь президент, - пошутил Николай Дмитриевич. Он, видимо, заметил, как я с удивлением наблюдал со стороны за этим бешеным ритмом корабельной жизни.
- Новичку трудно к этому привыкнуть, - продолжал капитан. - А для меня - это обычные рабочие будни. Как домну не потушишь, так и море на замок не закроешь. Суматоха - целые сутки. И так уже десятки лет.
Николай Дмитриевич сразу же после школы поступил в Бакинскую мореходку. Начало его морской биографии связано с Каспийским пароходством. Работал на танкерах вторым помощником капитана и старпомом. С 1971 года - в Азовском пароходстве и здесь сразу же попал на агломератовоз "Макар Мазай". Так что он - у истоков "огненной" линии. Его капитанский стаж - почти двадцать лет, сначала на "Макаре Мазае", а потом на "Енакиеве".
- Наш экипаж небольшой - всего 22 человека, но команда работает слаженно, - рассказывает капитан. - С марта по декабрь, от льдов до льдов - вдали от семей. Передышка лишь зимой, да и то потому, что у "Енакиева" нет ледового класса.
В 165 теусах (двадцатифутовых контейнерах) перевозит теплоход грузы из Таганрога в Кумпорт (порт Стамбула), Измир, Мерсин, Пирей, Салоники и обратно в Таганрог. По полгода оторваны моряки от дома. С семьями встречаются в каютах: прилетят в Таганрог их жены и дети на краткосрочную побывку с мужьями и папами, а потом снова несколько недель разлуки. Даже если случаются заходы в Мариупольский порт, не каждый может хотя бы на несколько часов вырваться к родному очагу.
Море не любит слабых, стихия - это всегда испытание. Если подвел прогноз и шторм захватил теплоход в открытом море, все равно приходится идти дальше. Но у "Енакиева" высокая парусность, ветер так сильно давит, что управлять кораблем тяжело. Вот тогда и проявляется мужской характер каждого моряка. Только Н.Д. Корогва героизмом это не считает - пусть и нелегко, но просто будни морской профессии.
Капитан гордится, что контейнеровоз "Енакиево" ни разу не сорвал выполнение контрактов по перевозкам. И в том заслуга не только команды теплохода, но и его диспетчера Оксаны Львовны Бондаренко, различных служб портофлота, коммерческих агентов. В прошлом году возили из Турции, в основном, чипсы. Иногда загружались аккумуляторами, типографским оборудованием, автозапчастями, мебелью, химпрепаратами, специями, сухофруктами и т.п. За долгие годы работы на этой линии Н.Д. Корогва полюбил Турцию, в совершенстве даже выучил турецкий язык, часами может рассказывать о том, как наш южный сосед стремительно вырвался вперед (чем не пример для Украины?), но с болью все же считает: выручаем турецкий рынок, а сами даже чипсы в достатке не производим.
За день пребывания на теплоходе я подружился с его командой. Она похожа на своего капитана - такие же открытые, подчас прямолинейные, суровые, но знающие и любящие свое дело люди. Встретил здесь и нашего земляка - Петра Алексеевича Белоусько. Родом он из поселка Александровский, окончил школу № 30. После Ростовской мореходки свою жизнь связал с морем, а сегодня П.А. Белоусько - второй помощник капитана теплохода "Енакиево".
Не один час (конечно, с разрешения капитана) я бродил по теплоходу, пытаясь изучить (может, понять?) сложное (по крайней мере для меня) корабельное устройство. Признаюсь, один раз даже заблудился. Но уже к концу дня стал ориентироваться в месторасположении бесчисленных помещений - кают, машинного отделения, ходовой рубки, механической мастерской, тросовой, душевых, вентиляторных, гирокомпасной, малярной сварочной, фонарной, плотницкой, шкиперской, аккумуляторной, агрегатной, радиорубки, радиолокационной, АТС, сушилки и т.п. По крайней мере, к обеду дорогу в кают-компанию я нашел самостоятельно, где отведал вкусных флотских блюд, приготовленных коками Игорем Бакановым и Виталием Степовым...
Грустно было прощаться с теплоходом, носящим имя нашего города. Что ждет "Енакиево"? Морской регистр, строго следящий за техническим состоянием судового транспорта, установил для него последний срок эксплуатации 23 января 2002 г. Как раз в эти новогодние дни решается судьба теплохода - ставить его на капитальный ремонт (если порт найдет средства) или списать. Г.Ф. Белиевский заверил: "Если даже теплоход пойдет на металлолом, то порт планирует приобрести новое судно, назвав его именем вашего города. На морской карте "Енакиево" не исчезнет". Хочется верить...
А. КУПЦОВ
Енакиево - Мариуполь - Енакиево
Енакиевский рабочий 03.01.2002