Фронт неумолимо приближался к Енакиеву, и все реальней люди здесь чувствовали отзвуки войны.
Город был непривычно многолюдным, особенно станция -- все было забито беженцами. Больше и больше проходило через станцию Енакиево на восток эшелонов с оборудованием эвакуируемых заводов днепровской группы. Коллективы Запорожского и Днепропетровского метзаводов обратились за помощью к енакиевским металлургам, и наши специалисты участвовали в демонтаже оборудования этих предприятий.
Наш завод продолжал работать, но для производства боеприпасов не хватало ферросплавов, никеля, цветных металлов, сократилось поступление сырья и материалов. Эшелоны с рудой из Кривого Рога приходили полуобгорелые, насквозь пропахшие пороховой гарью.
В сентябре 1941 года криворожская руда перестала поступать на завод, и прибывший с Урала эшелон с концентратом не мог возместить запасы сырья. В ход были пущены все резервы. Даже рудную пыль, оседавшую в пылеуловителях доменных печей, собранную в отвалах завода, разрабатывали и использовали при спекании агломерата, в домнах. Женщины, дети наладили сбор металлолома по всему городу, организовали доставку руды из старых отвалов. Но производить металл с каждым днем было все труднее. Начались бомбежки, а затемнить полностью завод было невозможно.
В начале августа 1941 года енакиевцы поддержали призыв трудящихся страны создать народный фронт обороны. В кассу оборонного фонда стали поступать трудовые сбережения металлургов, облигации государственного займа, деньги, заработанные на воскресниках. Металлурги были объединены в четыре батальона ополченцев. Едва отдохнув после работы, они обучались военному делу, готовились к демонтажу оборудования завода.
К концу сентября 1941 года фронт приблизился вплотную к Енакиеву и 10 октября завод был остановлен. Начался демонтаж металлургического оборудования и погрузка его в железнодорожные вагоны. Руководила демонтажом специальная комиссия, в состав которой входили директор завода П. Н. Губкин, заместитель директора П. А. Стукалов, начальник транспортного цеха М. Ф. Труженко. Металлурги работали по 12--15 часов, спасая оборудование от врага. В этот период ярко проявились организаторские способности и трудовые навыки Н. М. Мищенко, М. И. Мащенко, И. В. Зубарева, Ю. Е. Червинского, Г. Н. Золочевского, М. Ф. Демышева, В. И. Клименко, Н. М. Карасюка, А. Е. Селезнева и многих других заводчан.
С завода успели отправить шесть эшелонов. Последний ушел 15 октября 1941 года, в нем уезжали руководители предприятия. Тяжелый это был путь на восток, но каждый верил, что снова вернется на родину, что враг будет побежден.
Л. ВАСИЛЕНКО, директор музея истории завода. Директор завода П. Н. ГУБКИН.
За металл 19.04.2002