Человек и общество
На скрипке сестра Алешки пиликала целыми днями. От зуда в ушах пятиклассник капризничал:
- Мама, когда же Танька перестанет эту кошку за хвост тянуть?!
Родительница как-то "успокоила" сына:
- Скоро купим пианино. Будете по очереди учиться.
Так и началась история, которую автору поведала психолог гимназии Галина Ефимовна Смаглий.
Семья, достаточно состоятельная, облагодетельствовала сына не только инструментом, а и домашним учителем музыки. В первый же день репетитор ушел, не дождавшись будущего пианиста из школы. В четыре часа мама с тревогой поинтересовалась:
- Почему так поздно?
- Хомячков кормили, - спрятал сын глаза. - У нас в классе зооуголок.
Пару раз отговорка сводилась к подготовке конкурса бальных танцев. И возмущенная мамаша нагрянула в школу. Оказалось, сын придумывал причины. На самом деле гулял по зимним улицам, грелся в магазинах, если удавалось, заходил к товарищам. Учиться музыке не хотел.
Мама, бухгалтер по профессии, перенесла обеденный перерыв и какое-то время водила сына из школы за руку. Ситуация стабилизировалась. Но в тот же день, когда ребенок остался без надзора, он вообще не пришел домой. К пианино душа по-прежнему не лежала, нагоняй получать боялся. Ночевал по подвалам и чердакам. На трое суток влился в бродячую компанию.
Мальчишку нашли, не привлекая милицию. Но заканчивать повествование в мажоре не приходится. Мама убеждена, что родила именно исполнителя классических сонат.
В службе по делам несовершеннолетних исполкома горсовета история эта не проходила. Но никого там не удивила. Начальник отдела Галина Васильевна Долгополова, понимающе улыбнувшись, преподнесла пару аналогичных примеров.
В пятнадцатилетней школьнице родители "разглядели" будущего переводчика с английского языка. Речь зашла о дополнительных нагрузках по иностранному, и девица из дома исчезла. Нашли ее лишь через неделю - пряталась у приятелей.
Не понимают честолюбивые мамы и папы, что право выбора остается за ребенком. Мы же только порекомендовать можем. А еще - ненавязчиво привить любовь к чему-то, с нашей точки зрения, достойному.
Далее Г.В. Долгополова поведала:
- Сколь традиционно, столь ошибочно принято считать, что гаврошами подворотен становятся дети из неблагополучных семей. С полной ответственностью утверждаю: восемьдесят процентов бродяг-малолеток стали таковыми в силу наследственных факторов.
Десятилетнего подростка-гулену вполне приличная семья взяла из дома ребенка в грудном возрасте. Нынче он - завсегдатай улиц. Приемные родители устали от постоянных поисков, вызовов в отдел исполкома, милицию. Вполне резонно подумывают об отказе от родительских прав. Судя по всему, толку из парнишки не будет. Сотрудники службы проверили его истинных родителей. Оказалось, что папа и сегодня бомжует.
В 1996 году на учете в отделе стояло двенадцать подростков, склонных к правонарушениям и бродяжничеству. В 1999 их стало 26. Сегодня - 89 детей. Динамика роста тревожная. Безусловно, увязывать ее нужно и с низким уровнем жизни. Бродяжки - великолепные артисты. Попрошайничая, они учитывают этот самый уровень жизни, умело манипулируя нашим милосердием. Долгополова объясняет:
- Нами разработаны программы борьбы с нищенствованием как явлением социальным. Насколько они действенны? Вот факт из жизни. Один из юных попрошаек, поупрямившись, признался: за день на улицах Донецка он выклянчивает до 150-200 гривень. В областной центр, в Харьков, Горловку енакиевские бродяги отправляются частенько. Там дают больше.
Взрослым порой невдомек: в доброте, милосердии не панацея, а яд растления. По 200 гривень в день и академики не зарабатывают. Чему научатся дети? А вот чему.
В городском приюте, отделе по делам несовершеннолетних хорошо знают Вову Малия и Диму Петушкова. Несмотря на девяти- и двенадцатилетний возраст, они уже профессиональны нищие. Недавно им повезло: достались благотворительные билеты в цирк. Галина Васильевна, сопровождавшая детвору, предложила им по конфете. И к сладостям и к аттракциону отнеслись подростки равнодушно. Больше глазами по сторонам шныряли. Долгополова удивилась: почему такая реакция?
- Мы привыкли по утрам к кофейку с шоколадкой, - пояснили мальчики.
Так-то, взрослые! Учитесь красиво жить у попрошаек. Это - к пониманию того, что милостынями разбрасываться не стоит. Ими мы губим детей и без того потерянных. Еще одна сторона дела: похоже, улица в состоянии дать больше, чем государство. Стыдно! По телевидению недавно прозвучало: в Украине 35 тысяч малолетних бродяг. Показатель не полный. Как и по городу, речь идет о взятых на учет. А сколько неучтенных?
Есть смысл в связи с этим привести цифру вот какую. В отделе по делам несовершеннолетних вместе с начальником трудятся еще два специалиста: Ольга Семеновна Козуб и Наталья Евгеньевна Рогозина. Штатным же расписанием предусмотрено семь человек. Выводы можно не делать. Читатель сам сопоставит и поймет.
В заключение поговорим о мамах. Непогрешимых и самоуверенных. Одна из таковых звонит в отдел:
- Меня сын ударил! Что-то же нужно делать!
Галина Васильевна объясняет:
- О неадекватности в поведении подростка и мы, и педагоги мамаше говорили неоднократно. И оставались виноватыми. Дома был мальчишка нормальным, на улице, в школе - неуправляемым, разболтанным и хамовитым. Мама отмахивалась: мол, наговариваете...
Что посеешь, то и пожнешь. Расплачиваться приходится более дорогой ценой, нежели за неудачный урожай на огороде.
В. СКНАРЬ
Енакиевский рабочий 13.04.2002