На днях в исполкоме горсовета состоялось совещание с ликвидаторами предприятий - банкротов в Енакиеве. Вопрос стоял едва ли не самый злободневный: как и за счет чего уходящие в небытие предприятия выплатят задолженность по заработной плате?
Несколько месяцев назад ликвидатор завода крупноблочного домостроения А.С. Китаева довольно-таки самоуверенно заявляла:
- Я - ликвидатор. И отчитываться ни перед кем не намерена.
Но, поскольку предприятие под процедурой банкротства находится уже шестой год, а задолженность по заработной плате какой была, такой и остается, то деятельностью А.С. Китаевой сегодня вплотную занимаются сотрудники прокуратуры города и контрольно-ревизионного управления. Отчитываться ликвидатору приходится. И, как видно, не только перед бывшими трудящимися. И не только за долги по зарплате. А и за то, куда исчезли средства за целый завод, по сути, срезанный на металлолом.
Похоже, на чужих ошибках не хочет учиться А.С. Кожухарь - ликвидатор АТПП "Горняк" (бывший орс производственного объединения "Орджоникидзеуголь"). Должность эту он занял еще в декабре 2000 года. Долги в виде невыплаченной зарплаты здесь составляют 90 тыс. гривень. Много? Не очень, если учесть, что остаточная стоимость организации 900 тыс. гривень. Распорядиться бы умно таким капиталом. Ан, нет! К примеру, магазин в поселке Карло-Марксово, цена которому 15-20 тыс. гривень, ликвидатор ничтоже сумняшеся продаёт аж за... 1753 гривни. Иными словами, делает подарок предпринимателю. Невольный вопрос: за какие заслуги?
Стоит ли удивляться, что по долгам бывшим работникам АТПП "Горняк" выплачено лишь 9,5 тыс. гривень, а на банковском счету ликвидируемой организации немногим более 12 тыс. гривень
И вовсе непонятная ситуация с бывшим предприятием "Украинский каравай". Сумма невыплаченной зарплаты здесь превышает 180 тыс. гривень. Где взять деньги, чтобы рассчитаться? Ликвидатор М.В. Кондратьева на этот тривиальный вопрос простодушно и однозначно отвечает: "Не знаю!". К примеру, здешнее незавершенное строительство оценено в 120 тыс. гривень. Новые хозяева хлебокомбината готовы приобрести его за... 12 тыс. гривень. Почему такая существенная уценка? Причина проста. То, что носит столь впечатляющее наименование "незавершенное строительство", по сути, - никому не нужный хлам, и стоимость его - чуть дороже обычного металлолома. Между тем, завод живет и здравствует, хлеб не только выпекается, а и столь же интенсивно продается. Почему же при продаже предприятия частнику не были учтены интересы трудящихся? Или время уже упущено? Кто-то должен нести ответственность перед людьми.
Подводя итоги совещания, городской голова С.Ж. Рухадзе отметил:
- Следовало бы этими проблемами заниматься столь же серьезно еще два-три года назад. Однако это не означает, что мы сегодня бессильны изменить ситуацию. Можно закрыть глаза на невыплаченные налоги, на потери в бюджете города... Но никто не давал и не дает нам права забыть о задолженностях по зарплате. За этим - судьбы и благосостояние енакиевских семей. А, следовательно, и доверие к нам, руководителям города.
Большинству ликвидаторов предприятий и организаций-банкротов истина эта понятна. Верную и активную позицию заняли в КСП "Кондратьевский" и "Ольховатский", на работающих коксохимическом и цементном заводах, полностью рассчитались с бывшими работниками в фирме "Техника в быту". То есть результат положительный на лицо там, где именно в таком исходе заинтересованы. Что, кстати, естественно. И не нормально, когда в работу ликвидаторов вынуждены вмешиваться правоохранительные органы. Так стоит ли этого дожидаться? Себе же дороже выйдет.
В. СКНАРЬ
Енакиевский рабочий 01.03.2002