Наш земляк художник А. Дубровский расписывает стены египетского монастыря св. Мина.
А. Лялькина не один год провела в Египте. И знала эту страну так, что появилась потребность поделиться своими впечатлениями с украинским читателем. На основе архивных документов и исследований зарубежных ученых она подготовила ряд публикаций, в том числе и для популярного еженедельника "Зеркало недели". И вот перед нами новая книга А. Лялькиной - "Неизвестный Египет", написанная при поддержке представительства Украинского Дунайского пароходства в Александрии.
Кстати, среди героев "Неизвестного Египта" - наш земляк А. Дубровский. Одна из глав книги - "Из Египта призвал я сына своего..." - рассказывает о раннем христианстве, в недрах которого зародилась ныне особняком стоящая коптская церковь. Египетские христиане (копты) особенно верят в чудодейственную силу святых покровителей. Наиболее почитаемый среди них - св. Мина (или Абу Мина), который при жизни совершил много чудес, даже воскрешал людей (одного - изрубленного бедуинами на куски, и другого - разорванного крокодилами). Согласно легенде, офицер Мина, египтянин по происхождению, христианин и аскет, служил в римской армии и был убит в 296 г. в Ливии после чудовищных пыток - то было время преследований ранних христиан Диоклетианом. Палачи выкололи Мине глаза, вывернули конечности, отрезали язык. Но, несмотря на пытки, он не отказался от своей веры и, в конце концов, император лично обезглавил его. После многих превратностей гроб с телом мученика был возвращен на египетское побережье и отправлен в Александрию через пустыню на верблюде. Но животное достигло определенной местности и отказалось следовать дальше, другой верблюд также не сдвинулся с места. Вот там гроб и захоронили. С той поры здесь начали происходить чудеса: безнадежные больные выздоравливали, у других благополучно решались сложные личные проблемы. Захоронение стало местом паломничества. После того, как дочь императора Аркадия посетила могилу мученика и исцелилась от проказы, благодарный отец выстроил посреди пустыни великолепный монастырский город. Было это в конце четвертого - начале пятого века. А в 5-7 веках монастырь св. Мина становится величайшим центром паломничества и знаменитым местом исцеления от разных недугов: благодаря целебным свойствам священного масла из лампад, горевших неугасимо у мощей мученика за веру, тысячи людей избавлялись от болезней. Страждущие приходили сюда со всех мест христианского мира и забирали с собой чудодейственное масло в маленьких керамических кувшинчиках с изображением юного святого, стоящего между двумя верблюдами. Многие историки древности оставили свидетельство о своем пребывании в монастыре. Они упоминали о колоссальных строениях, украшенных мраморными колоннами, мозаикой, фресками. После арабского завоевания монастырь св. Мина оказался в руках греческих ортодоксов, вскоре был разграблен, ценный мрамор куда-то вывезен.
От прежнего монастырского города не осталось ничего, кроме памяти. Немало археологов пытались отыскать его, однако никаких следов не удавалось найти. И тогда ученые сошлись на том, что монастырь Абу Мина - не более, чем красивый миф. Только в 1905 году раскопки, проведенные немецким археологом Карлом Кауфманном, обнаружили развалины древней базилики. На глубине десяти метров под руинами алтаря оказалось захоронение св. Мина. В могиле была икона святого - точно такая, как она была описана средневековыми историками: молодой офицер на фоне пустыни и двух верблюдов. Постепенно археологам открылся весь древний город, с его церквами и площадями, гостиницей для пилигримов, мастерскими, пекарней и сувенирными киосками, где более полутора тысяч лет назад продавались для паломников лампады, медальоны, кувшинчики и флаконы с чудодейственным маслом.
В 1959 г. начато возведение нового монастыря Абу Мина на его прежнем месте. Сейчас строительство почти завершено. К монастырю, как и в раннее средневековье, стекаются паломники, убежденные, что их участие во "втором рождении" св. Мина принесет им благословение. У мощей святого всегда можно увидеть прихожан, оставляющих записки с просьбами о помощи. Как и полторы тысячи лет назад, страждущие уносят с собой из часовни ампулы со священным маслом, обладающим целительными свойствами.
В каменных рельефах монастыря, резьбе по дереву и слоновой кости, настенной живописи, мозаике изображено все своеобразие коптского искусства, насыщенного мотивами греческой мифологии. Здесь, как и везде в коптских церквах, не увидишь картин с библейскими сюжетами на тему пыток, страданий, наказаний грешников в аду. Копты считают, что должно показывать не страдания и унижения, не грешников, а величие и святость мучеников. Купола коптских церквей лишены золотого покрытия, но ведь церковь сильна не золотом.
При восстановлении монастыря не хватало опытных мастеров. Поэтому, пишет А. Лялькина, "для росписей стен вновь отстроенного монастыря св. Мина его настоятелями приглашен украинский художник Александр Дубровский (сам он родом из Енакиева, здесь и сегодня живут его родные). Мозаика Дубровского пронизана светом, яркими прозрачными красками, небесной одухотворенностью божественных ликов, и родные цветы Слобожанщины органично вписываются в зеленую траву западного берега библейской реки Иордан. Александр живет в монастыре отшельником, трудится в мастерской от зари до зари, довольствуется монастырской пищей и передает свое мастерство молодым послушникам. Наступает момент, однако, когда художника начинает неудержимо тянуть на родину, он исчезает на несколько месяцев и снова возвращается к благочестивой и заполненной тяжким трудом жизни в монастыре".
Надеемся, что во время одного из таких возвращений на родную землю А. Дубровский встретится на страницах нашей газеты с ее читателями. По крайней мере, такое обещание редакции он дал.
Енакевский рабочий 11.01.2002