Инициатива енакиевцев о строительстве на заводе разливочной машины была воспринята в высоких кругах власти неоднозначно.
Прежде чем приступить к каким-либо работам, необходимо было добиться выделения средств. Позвонили в "Югосталь". Оттуда ответили:
-- Нечего мудрить. Все равно не построите. Ни одной копейки не получите.
Обратились в Наркомтяжпром. Там любезно выслушали, похвалили за инициативу, хорошее намерение, но денег не дали.
Но металлурги не намерены были сдаваться. Состоялся разговор по телефону с Георгием Константиновичем Орджоникидзе. Он очень внимательно выслушал все и сразу же ответил:
-- Молодцы, енакиевцы. Стройте. Деньги будут. Если что надо будет -- звоните еще.
Чтобы построить такую машину -- задача была действительно не из легких, -- надо было преодолеть немало технических трудностей. И они были связаны не только с изготовлением самой машины. Надо было построить здание над разливочной машиной с мостовым краном, изготовить металлоконструкции под машину, проложить различные коммуникации и железнодорожные пути для подвозки жидкого чугуна и уборки чугуна в чушках. И все же эти трудности никого не испугали. Группа заводских проектировщиков -- Галахов, Штокман, Рутковский, Коныгин, Моисеев, Зиберов, Норин и другие -- работала днем и ночью. А в литейном, механическом, котельном и других цехах уже изготовлялись детали и металлоконструкции.
Ни на минуту не прекращались работы на строительной площадке. На рытье котлована, кладке фундамента, прокладке водопроводов, канализации и железнодорожных путей работали не только все цехи, но и весь город.
Сколько творческой инициативы было проявлено в те дни! Понадобилась сталь Гатфильда. Ее ранее никогда не выпускали на заводе. Целую неделю мучились литейщики. Но руководимые талантливым инженером Денисом Тихоновичем Серовым, они добились своего.
Детали конвейера разливочной машины -- звенья и ролики из специальной стали Гатфильда отливались в бессемеровском цехе оригинальным способом. Здесь была организована формовочная площадка, построен тигельный горн для расплавливания ферромарганца. Жидкая сталь Гатфильда получалась смешиванием в ковше бессемеровской стли с жидким ферромарганцем из тигля в нужном весовом количестве, для чего были изготовлены специальные таблицы. Для механической обработки деталей из этой стали в местах, подлежащих обработке, при заливке закладывались железные трубочки.
Это была поистине народная стройка! После рабочего дня у доменных и мартеновских печей или у прокатных станов люди по нескольку часов работали на разливочной машине. Работали с душой, соревнуясь друг с другом за быстрейшее выполнение задания. На специальных листках, которые вывешивались тут же, на стройплощадке, рассказывалось о трудовых подвигах участников стройки. Несмотря на усталость, люди трудились с небывалым подъемом, с песнями, под звуки оркестра. По единодушному решению всего коллектива разливочная машина была названа "Комсомольской".
Огромный энтузиазм, инициатива, настойчивость и упорство обеспечили успех. В небывало короткий срок -- за 40 суток -- была построена своими силами, из своих деталей, по чертежам своих же проектировщиков первая советская разливочная машина. Это была блестящая победа енакиевских металлургов в годы первой советской пятилетки.
Б. БОРОВИК, "Немеркнущие огни".
За металл 22.03.2002