Распил цифровых телерадиочастот стал большой удачей для отдельных олигархов и поводом для журналистов разобраться с новыми владельцами телеканала «Тонис». Запутанная цепочка донецко-оффшорных следов привела к Януковичу-среднему.
А все-таки украинцы – странный народ. Уже месяц критикуют то, как телевизионный Нацсовет поделил частоты на цифровое вещание. Глубины замысла так и не поняли.
Ведь суть заключалась не только в том, чтобы просто поделить, а чтобы сделать это красиво. Иначе кто бы в стране понял, что такое цифровое вещание и зачем оно украинскому народу? А так все выучили слово «мультиплекс, как гимн, стоя на Майдане – хоть среди ночи спроси украинца, что есть цифровое телевидение – и он ответит тебе: техническая смена способа передачи-приема телевизионного сигнала. А поскольку в одной частоте при цифровому сигнале помещается несколько каналов вещания – то вот это и есть новомодное слово «мультиплекс».
Но, и это тоже теперь понятно каждому украинцу, даже и в цифре эфирных частот на всех вещателей не хватит, ресурс этот ограничен и приравнен к народному достоянию. А раз так, то украинцы не были бы украинцами, если бы не поняли, что там где во всех нормальных странах происходит лишь скромная и малоинтересная широкой публике техническая революция – у нас будет социальная, со всем накалом ревборьбы и баррикадами в самых неподходящих местах.
Переход на цифру в Украине превратиллся в самый настоящий антикоррупциооный детектив с интригой конкурса на вещание в эфирных мультиплексах, переделе медиарынка, попытках «подвинуть» старых медиаигроков и задвинуть новых, и не менее драматичных попытках власти то ли нажиться, быстро монетизировав свою близость к раздаче народного добра, то ли уж так подгрести под себя телеэфир, чтобы вопрос о том, кто же будет информационно влиять в этой стране – уже не возникал. Никогда.
Итак, 15 – 17 августа 2011 года в Нацсовете по телевидению и радиовещанию произошел конкурс на вещание в будущих цифровых мультиплексах.
Делили 28 общенациональных частот (телевизионное покрытие на всю Украину) и еще несколько сот – региональных (вещание в пределах региона). Тот, кто выигрывал, получал право после 17 июня 2015-го оставаться в эфире. Остальные – «до побачення, телебачення». Оговоримся сразу: выигрывали только те, кто надо.
Starring guests
Из 28 лицензий – половина ушла ныне действующим общенациональным вещателям, чье право на получение цифровых лицензий прописано в законе черным по белому. Таких оказалось 13. Должно было быть 14, но «Эре» Андрея Деркача (Партия регионов) волею Нацсовета места не хватило.
Однако в крупных медиагруппах есть не только эфирные каналы, поэтомуконкурс сохранял интригу – как телевизионный регулятор поделит оставшиеся 15 лицензий: поровну между всеми большими телевизионными группами и независимыми вещателями или по-братски?
Больше всего счастливых детей у группы «Интер» (Валерий Хорошковский). Там лицензии получили, как эфирные «Интер», НТН, Мега, К1, так и кабельные каналы холдинга: К2, «Энтер-фильм», «Энтер -музыка» и даже «MTV-Украина». Таким образом выигрыш «Интера» составил «+5», учитывая, что К1, хоть и имеет эфирные частоты, но статус его – региональная сеть.
Группа «Украина» (Ринат Ахметов) получила три лицензии («+2»): одну – для реально существующего канала «Украина» и две – для новорожденных киноканалов «НЛО» (документалистика) и «Киноточка».
При этом группа подавала заявки и на каналы «Футбол» (спутниковый, уже в эфире) и «Новости» (есть спутниковая лицензия, проект уже несколько лет на стадии запуска). В пролете «Футбола» и «Новостей» видится скорее элемент игры, чем дерзкое предположение, что «Украине» могли что-то дать или не дать, не посоветовавшись.
Все-таки позиционирование «Футбола», как платного вещателя, а не канала общего доступа – может быть достаточно грамотным ходом. А хронический незапуск из года в год новостного канала пока что свидетельствует о сомнениях группы делать ставку на затратные новости – кинобудка может обойтись на порядок дешевле.
Группа StarLightMedia (Виктор Пинчук) взяла «свои» четыре лицензии (ICTV, Новый, СТБ и М1) и ни единой бонусной. К примеру, для спутникового канала группы QTV.
По одной лицензии получили Национальная телекомпания (НТКУ) и «5 канал» (Петр Порошенко).
Группа »1+1» (Игорь Коломойский) ушла без «лапы»: лишь две лицензии – для «1+1» и ТЕТ. Без цифрового эфира остался «плюсовский» канал «2+2», также как и интеровский К1 имеющий статус региональной эфирной сети. Прокатили и спутниковый канал плюсовской медиагруппы «УНИАН-ТБ», уже несколько лет пребывающий на стадии запуска, не удовлетворили ни одной из огромной массы заявок «плюсов», поданный на региональный конкурс. На фоне тотального недоверия к тем же «плюсам» или к каналу ТВы, столь же несчастливо сыгравшего в эту азартную игру с Нацсоветом, удивил канал «Тонис». Компания уже несколько лет не оплачивала взносов в Индустриальный телекомитет, публично признавала свои материальные проблемы и не так давно входила в холдинг «Медиадом» (Владимир Костерин, «Трансбанк»), который весьма скандально похоронил «Газету 24» и сайт «24.ua» по причине безденежья. Вдруг «Тонис» с решимостью миллионера заявляет о своем желании вещать в дорогостоящем формате высокой четкости – HD. И Нацсовет почему-то столь же решительно и щедро эту заявку удовлетворяет. Покладистость Нацсовета становится намного более понятна, если проследить, каким участникам достались остальные призы.
Остальные призы: кто эти люди?
И тут мы подходим к самому интересному – после раздачи обязов и «бонусов» действующим игрокам, в цифровых мультиплексах остается еще восемь мест. А теперь следим за руками. Два из них – каналы-новички «Винтаж ТВ» (ООО «Корона Санрайс») и «Эскулап» (ООО «Аспера 2011»).
Согласно единому реестру обе фирмы были созданы в один день в аккурат к конкурсу – 10.06.2011 года (дед-лайн подачи конкурсных заявок был 20 июня) и заведены на физлиц: ООО «Корона Санрайс»- на донетчанку Коморскую Ирину Игоревну, а ООО «Аспера 2011» - на Глуховскую Викторию Николаевну.
В телебизнесе обе женщины неизвестны, другого бизнеса, согласно ЕДРПОУ, не имеют. И тут – бах! – получают куш, соразмерный с порцией Коломойского и поболе чем Деркач и Порошенко вместе взятые, что позволяет строить предположение о реальном весе людей, стоящих за ними.
Предположение подкрепляют и наблюдения: к примеру, документы на регистрацию обеих компаний в Нацсовет принес директор по развитию телекомпании «Тонис», а не далее как 8 сентября стало известно о том, что Николай Дяченко, представлявшийся в Нацсовете программным директором телеканала «Винтаж», объявлен будущим руководителем информационной политики канала «Тонис».
Итак, «Тонис» получает как минимум два бонусных телеканала – ровно столько, сколько получила группа Рината Ахметова. «Как минимум», потому как на медиарынке полагают, что в будущий холдинг «Тонис» уходит и еще один канал – «Real Estate TV». Канал имеет одесское происхождение и до сих пор, согласно реестру, принадлежал одесскому бизнесмену Георгию Феодориди. Успех канала на цифровом конкурсе объясняется тем, что, по слухам, он продан в будущую группу, за которой стоят намного более уверенные в себе и своем завтрашнем дне люди.
Пока что новый директор «Тониса» Александр Бутко о новых собственниках канала в интервью «Телекритике» лишь витиевато заметил, что «фирмы-учредители канала не изменились». Согласно реестру это ООО «РБ Інвест» (24,36 %), ООО «Сучасне стратегічне управління» (23,61 %), ООО «Центр «Фінансовий радник» (24,21 %), ООО «Інвестиційні перспективи» (22,91 %).
Однако по данным ЕДРПОУ все эти фирмы 26-27 мая этого года получили новых собственников и директоров, которые и сформировали облако разговоров о новых владельцах «Тониса». Например, Lb.ua ранее засветил информацию о том, что контроль над каналом «Тонис» перешел к сыну президента Януковича – Александру. Официально ее ни подтвердили, ни опровергли.
Официально все эти компании с мая контролируются панамским оффшором «СВТ менеджмент С.А.» и украинским ООО «Імперіал-СІ», принадлежащим кипрскому оффшору «Стейтбург комплекс лімітід». То есть на уровне учредителей проследить дорогу к реальному собственнику невозможно.
А вот директорский персонал высветил дорогу к семье президента Виктора Януковича. ООО «Інвестиційні перспективи» возглавила донеччанка Наталья Грищенко. Еще совсем недавно она руководила киевским филиалом «Украинского бизнес банка». Отсюда до Януковичей рукой подать. Точнее до Александра Викторовича Януковича и его товарища Сергея Арбузова – первого считают владельцем банка, второй до назначения главой Нацбанка руководил «Укрбизнесбанком».
Директором ООО «Сучасне стратегічне управління» 27 мая стал Сергей Гулько, до этого руководивший донецким ООО «Спелеосанаторій «Соляна симфонія». Новый директор ООО «РБ Інвест» Анатолий Маляренко известен как предправления ОАО «Украинский банк реконструкции и развития», принадлежащий Государственному инновационному финансово0кредитному учреждению. Причем его назначение в госбанк случилось в 2007 году, когда Виктор Федорович отбывал второй премьерский срок.
Успехи «Тониса» в развитии сетей выглядят воистину головокружительно: лишь за один конкурс по количеству общенациональных лицензий он сравнялся с влиятельным на рынке холдингом Пинчука и переплюнул долго и старательно строившуюся медиагруппу Ахметова. Но не стоит забывать, что в лихих 90-х не Ринат Леонидович обеспечивал физическую безопасность Виктора Федоровича. Да и Енакиево – не совсем Донецк.
Уверенности в себе новых владельцев некогда «зеленого канала» приписывают и небывалый в мировом телевидении случай, когда канал Национального банка «Банковское телевидение» получает эфирную лицензию с вещанием на всю страну, да еще и в стандарте высокой четкости (HD). На медиарынке шутят: для того, чтобы зритель мог рассмотреть водяные знаки на банкнотах. Иначе объяснить требования к повышенному качеству картинки для канала Национального банка, в принципе, сложно.
Хотя можно – правда, объяснения лежат не в плоскости профессиональных требований к телевизионному изображению, а особенностей межчеловеческих отношений: Александр Янукович и глава Нацбанка Сергей Арбузов – старинные друзья. Этой дружбе Арбузов обязан не только своим карьерным взлетом, но и некоторыми материальными активами: к примеру, Александр Янукович приобрел «Всеукраинский банк развития», оформив его акции на ООО «Донбастара», в котором сыну президента принадлежало 94%, а полтора процента – матери главы Нацбанка.
Учитывая вышесказанное, вполне реальным является предположение, что рупор Нацбанка будет играть роль экономического канала будущего холдинга «Тонис». Поэтому даже неудивительно, что «Тонис», «Винтаж», «Эскулап» и «Банковское телевидение» заведены в один мультиплекс, в котором остальные места остаются пока вакантными – так и вещать удобнее, а при случае и продать сподручнее – сразу полмультиплекса: хоть оптом, хоть в розницу, да еще и с перспективой расширения.
Не менее интересно среди победителей выглядит и канал «Хоккей». Согласно реестру, его владельцем является ООО «Тотвельд», которое в свою очередь на все 100% принадлежит другой фирме – ООО «Хоккейный клуб «Донбасс». Собственниками «Донбасса», в свою очередь являются донетчанин Шакуров Сергей Юрьевич (1%) и ЗАО «Укринвест» (99%). Сейчас гендиром «Укринвеста» трудится Шакуров Иван Юрьевич, но до 2002-го им руководил нынешний вице-премьер Борис Колесников лично. Да и по состоянию на май 2011 года у «Укринвеста» два учредителя – Борис и Светлана Колесниковы. Пожалуй, лишь благодаря столь высоким покровителям нишевый из нишевых «Хоккей» смог получить общенациональное эфирное покрытие.
Интересно, что возглавляет хоккейный канал Орест Сохар, многолетний медиа-консультант Михаила Бродского. Учитывая прочные связи Бродский-Колесников в других сферах давно уж не народного хозяйства, не исключено, что они могут если и не слить свои медиаактивы, то, по крайней мере, операционно объединить их в единый «Обоз».
Превратить свое политическое влияние в цифровое эфирное общенациональное покрытие удалось и еще одному бизнесмену – Эдуарду Прутнику, «крестнику Януковича». Его канал о роскоши и путешествиях Goldberry (официальные владельцы «Капиталинвест» и Александр Ильяшенко, бывший генеральный директор некогда прутниковского НТН) также получил общенациональную лицензию ни за что, ни про что. Спутниковый канал Goldberry был создан в 2008-м, аккурат перед кризисом, и если и вещал – то недолго и незаметно. Хотя как медиавладелец Прутник весьма специфичен – судя по судьбе НТН, Эдуарду Анатольевичу больше импонирует построить и продать, но дороже, чем построить и владеть. Так что, вполне возможно, что Goldberry ушел к Прутнику просто на передержку.
А вот какой из уже существующих либо вновь создаваемых медиахолдингов он пополнит – пока неясно.
Также, как нет ясности, с кем сольются в радостной синергии каналы Star TV и «Погода ТБ», по документам принадлежавшие бизнесменам средней руки Юрию и Наталье Лященко. На рынке давно ходили слухи о продаже этих каналов, но в реестре оба канала заведено на кипрскую «Сеймтон холдінгс лтд», а смену владельцев на Кипре отследить не представлялется.
Итого, в результате цифровая медиакарта Украины к 2015-му году должна выглядеть так:
Хорошковский – 8 каналов
Янукович – 5 каналов
Пинчук – 4 канала
Ахметов – 3 канала
Коломойский – 2 канала
НТКУ, Порошенко – по 1 каналу
Колесников – 1 канал
Прутник -1 канал
Лященко – 2 канала
Вот и все победители общенациональных частот. Как видите, без изюминки не обошлось. Не «Форт Буайяр», конечно, но намного динамичнее, чем первая попытка Украины перейти на цифру.
Напомним, что в 2007 – 2008-м Национальный совет предпринял две попытки распределить лицензии на цифровое вещание. Сначала на бесконкурсной основе раздал лицензии в пакетах МХ 1, 2, 3 общенациональным телеканалам, а после – объявил конкурс на места в так называемом «премиальном» мультиплексе МХ4.
Именно в МХ4 Нацсовет прошлого созыва применил технологию запуска на рынок неизвестных телекомпаний, которые почему-то оказались безумно удачливыми конкурсантами, легко победив матерых медиаигроков.
В 2008-м таких мутных компаний-фаворитов было восемь. После триумфа на конкурсе их лицензии тут же оказались на вторичном рынке, где и были предложены менее удачливым, но более обеспеченным телекомпаниям. Цены колебались от 10 до 20 миллионов долларов. Когда медиаигроки дружно отказались покупать цифровые призы по спекулятивной цене, компании МХ4 исчезли из поля зрения – они так и не появились в эфире, а спустя предусмотренный законом срок их лицензии были аннулированы.
Как были аннулированы новым Нацсоветом и прочие решения их предшественников по цифре: к примеру, переназначен провайдер сети – вместо балогинской УЦТМ транспортную систему украинского цифрового эфира отдали в прямом смысле слова неизвестно кому – о собственниках «Зеонбуда» на рынке известно лишь то, что это на 100% оффшор Planbridge Limited (Никосия, Кипр).
Но если предыдущий Нацсовет выдал лишь восемь лицензий «темным лошадкам», то новый Нацсовет догнал их и перегнал, выдав на конкурсе, проходившем в 15 – 18 августа 2011 года, две лицензии компаниям из ниоткуда в общенациональных мультиплексах и более 150 (!) лицензий на пять туманных новичков в региональном мультиплексе МХ5.
Все материалы сайта Енакиево как на ладони взяты из открытых источников и используются в некоммерческих, ознакомительных целях. Ссылка на первоисточник (при наличии такового) указывается в конце материала. Ответственности за содержание материалов администрация сайта не несет. Мнение администрации сайта может не совпадать с мнением автора материала. При использовании материалов ссылка на первоисточник обязательна.