Национализация предприятий: за благими намерениями – крах Донбасса
Национализация предприятий: за благими намерениями – крах Донбасса
Представители Донецкой народной республики уже не раз заявляли о необходимости национализировать все промышленные предприятия региона. О возможных последствиях этого мы решили поинтересоваться у главного металлурга Енакиево – генерального директора ЕМЗ Александра Подкорытова.
- Александр Леонидович, по городу ходят слухи, что ДНР собирается национализировать и Енакиевский металлургический завод. Причем приверженцы этой идеи есть и среди горожан. Как Вы считаете, почему?
- Ситуация в стране, нашем регионе и даже самом Енакиево крайне напряженная. Дошло до того, что многие люди просто боятся выходить на улицу, со дня на день ожидая военных столкновений и конфликтов. Все устали, хочется спокойной и нормальной жизни. Не исключено, что многие из них разочаровались в действиях предыдущей украинской власти, с подозрением относятся и к нынешней. Я понимаю и поддерживаю стремление людей к лучшей жизни, к позитивным изменениям, наш завод также постоянно старается держать вектор на оптимизацию и совершенствование. Но нужно же анализировать ситуацию с разных сторон. Нужно понять, что жители нашего региона приобретут и что потеряют в результате таких решительных действий. Не сделаем ли мы таким образом непоправимую ошибку? Ведь ломать - не строить, а то, что мы имеем сейчас, достается нам тяжелым ежедневным трудом. Мы не можем допустить, чтобы это все ушло в никуда.
- Захватить завод – дело нехитрое. Пришли с оружием, и можно командовать производством. Какими, по-Вашему, могут быть последствия?
- Те, кто мечтает «отнять и поделить», на мой взгляд, не представляют себе, что такое ответственность за металлургов и их семьи, за весь город. Иначе как можно объяснить их недавние действия? Не так давно, 19 мая, представители ДНР захватили главный офис Донецкой железной дороги, из-за чего свыше 2,6 тысяч груженых вагонов не могли попасть в наш регион и более 3 тысяч – своевременно выехать из области в адрес получателей. Среди них были и вагоны с нашей продукцией. Возникла реальная угроза остановки ЕМЗ. Ведь предприятия с непрерывным циклом производства имеют запас сырья, который позволяет работать несколько дней. Если же подобные «акции» будут более длительными, доменные печи должны будут остановиться, что довольно опасно при наших объемах выпуска. Более того, кто сталкивался с доменным производством, тот понимает, что восстановить их после этого – дело долгое и очень дорогостоящее.
А чуть позже, 27 мая, республиканцы повредили участок пути в районе станции Еленовка Донецкой железной дороги и заминировали участок пути на входной горловине станции Еленовка со стороны Мариуполя. Движение поездов здесь было полностью остановлено. После разминирования железнодорожного участка оказалось, что главный путь не поврежден и на данный момент движение поездов полностью восстановлено. Но остановка этой ветки, через которую производится поставка сырья и отгрузка готовой продукции, также означает прекращение работы ЕМЗ. Без данного железнодорожного сообщения Енакиевский металлургический завод может проработать не более четырех дней. Ведь именно по этой ветке идут поставки агломерата с ММК имени Ильича на Енакиевский метзавод, а также отправляется продукция с ЕМЗ в порт Мариуполя. А что такое остановка завода? Это не только смерть оборудования. Это – тысячи семей металлургов без средств к существованию.
- А что нужно для восстановления доменной печи?
- Вот. Это ещё один важный вопрос. Особенности нашего производства таковы, что просто нажать на кнопочку и всё мигом заработает – не получится. Нужно будет восстанавливать печи. А это огромные деньги – десятки миллионов долларов - и время. Отсюда вытекает ещё два момента. Первый: кто будет платить за восстановление, неужели молодая ДНР? Сомневаюсь, что у неё будут такие деньги, особенно, если это касается не одного нашего предприятия. И второй: кто все это время будет платить зарплату енакиевцам, перечислять налоги в городской бюджет, выполнять обязательства перед партнерами? Готовы ли они взять на себя такую ответственность? Есть ли у них наработанный годами опыт и продуманный план действий? Я здесь не говорю даже о том проекте, которого много лет ждут енакиевцы – о строительстве новой аглофабрики. Этот проект уже сейчас под большим вопросом: наши западные партнеры не хотят ехать в зону боевых действий, наше сотрудничество приостанавливается. И это еще один важный вопрос к боевикам, которые хотят захватить завод: на какие средства они собираются строить аглофабрику? Думаю, таких инвестиций они не смогут обеспечить. А значит, для экологии Енакиево все останется по-старому.
- Напрашивается вопрос – может быть, кому-то выгодно, чтобы украинская металлургия просто перестала существовать?
- На мировом рынке - жесткая конкуренция из-за переизбытка производства. Как следствие – падают цены на продукцию. Если закроются украинские металлургические заводы, аплодировать будут производители металла и в России, и в Европе. А наши металлурги станут безработными.
В случае национализации горнорудных и металлургических предприятий региона оборвутся все наработанные связи с партнерами. Они просто не захотят вести свои дела в столь нестабильной стране, с сомнительным руководством и отношению к законности. Их тоже можно понять.
Далее велика вероятность того, что банки закроют кредитные линии и потребуют возврата ранее выданных сумм. Тогда у нас не останется оборотных средств для ведения хозяйственной деятельности. А ведь на ее поддержание требуются колоссальные деньги – для приобретения сырья, электроэнергии, газа, транспортировки продукции и выдачи зарплаты рабочим завода.
Поставщики также могут отказаться с нами сотрудничать – ведь у них не будет никаких гарантий того, что товар оплатят или, вообще, не украдут. То же касается и клиентов, которые должны будут гадать – прибудет ли товар вообще, а не то, что в срок.
Кроме того, не стоит забывать о столь популярных сегодня санкциях. Неужели Вы думаете, что зарубежные партнеры рискнут пойти ради нас против западных стран, которые столь четко определили свою позицию – не признавать новую республику, основанную на вооруженных формированиях. Естественно, никто там не будет нас ждать с распростертыми объятиями, имидж и доверие нужно будет зарабатывать снова. Если получится, конечно. А это долгие-долгие годы. По сути, крест на металлургии и крах всей промышленности Донбасса. Так вот вопрос: можем ли мы так рисковать?
Для меня, как и всего завода, главное – это стабильность, возможность спокойно и плодотворно работать на благо города и всех его жителей. У каждого из нас есть семья, дети, поэтому все, что мы делаем – это ради них. Мы хотим мира и светлого будущего. Поэтому не можем поддерживать любых вооруженных людей, которые хотят у нас это отнять. Мы – с народом, но считаем, что все нужно решать только мирным путем. Думаю, это понимают многие.