В "Тинейджере-2001" мы начали рассказ об истории бардовской песни со времен бывшего Советского Союза. И захотели к нему вернуться. Творческая работа ученика 10-В класса гимназии Геннадия ЕЛФИМОВА посвящена авторам и исполнителям самодеятельной песни - одному горловчанину и трем нашим енакиевцам. В ее основе - интервью с самими бардами. Все ребята - люди разных поколений, объединенных любовью к песне.
Талантливыми люди рождаются. Так считаю я, поэтому отношусь к ним с большим уважением.
Нередко свои чувства, мысли, настроение проявляются у людей в сочинении и исполнении собственных песен. Авторские песни, как и народные, проходят естественный отбор обществом и временем. Выживают лучшие. Лично мне дороги больше те, в которых слова и мелодии принадлежат одному человеку. Самодеятельные песни помогают заполнить тот вакуум, который не могут заполнить профессиональные поэты и композиторы. Бардовская песня - это обнаженная человеческая душа. Она бывает мужественной и нежной, радостной и грустной, но никогда не бывает фальшивой. Бардовские песни - это песни доверия и общения.
Несмотря на то, что Олег Княвский, бард из Горловки, приехавший на встречу с енакиевцами, молод, он очень талантлив. Сначала увлекся поэзией, затем музыкой. Начал писать стихи, которые постепенно превращались в песни. Музыку к ним сочинял сам. Своими учителями считает А. Розенбаума, В. Высоцкого. Ю. Визбора. Особенно согревают душу, признался он, песни Вертинского.
Группа "О, кей" существует более двух лет. Организовал ее Олег сам. Об истории рождения говорит так: "Сначала нас было двое: я и очаровательная скрипочка". В настоящее время ребят четверо., и каждый по-своему талантлив. Вместе они составляют прекрасное единое целое. Сою программу Олег раскручивает так, чтобы никому не было скучно. Так было и у нас, в Енакиеве: песни звучали разные: радостные и грустные, тихие и громкие, грубоватые и очень тонкие. Но и в грубоватых каждая нота проникала прямо в душу, заставляя задумываться: "А так ли мы живем?".
Олег очень веселый и общительный человек, работает инструктором водных походов по рекам Оскол и Северский Донец, любит свою верную собаку Соню и даже посвятил ей песню. На вопрос, какая песня у него любимая, ответил коротко: "Молитва". Ее он считает вершиной своего творчества, но в печать еще не отдавал. Есть еще у него песня "Лодочник", написанная под впечатлением от живописных мест Святогорья и мужского монастыря. Это песня человеческой души:
Эй, монах, помолись за меня!
Моя лодка, как рельс, утонула в реке,
Мои весла уплыли по теченью на днях,
И черные тучи грозят вдалеке.
Эй, монах! Ты такой молодой!
Ты сумел отказаться от жизни мирской.
А я простой лодочник.
В наших краях творят люди зло,
Мордобой и разбой.
Помолись за меня, помолись!
Чтоб сложилась нелегкая жизнь.
Чтоб под солнцем нам жить да не тужить.
И друзей больше нам не хоронить.
Помолись, чтобы весла нашел,
Чтоб до дома я в лодке дошел,
Чтоб с семьей у меня было все хорошо,
И поставили б водки на стол.
Я обсохну чуть-чуть у костра,
Выпью чай и под деревом сяду в саду.
Дай же, Боже, дожить до утра,
А с зарею я с силами дальше пойду.
Ты скажи мне, монах, почему
Я несчастлив, когда все в округе поют?
И мысли мои никому не нужны,
А самые близкие в душу плюют?
А коль станет мне срок помирать,
Вспомню реку и ветер, что воду рябит,
Цапля вскинет крылом, станет рыба играть,
И лодка моя в небеса улетит.
Даст Господь мне два крепких крыла,
А впрочем, прости... Я опять плету дурь!
Среди енакиевских бардов есть не менее интересные люди. Один из них - Александр Михайлович Усенков. Его творческий путь начался с класса гитары в музыкальной школе. Первое стихотворение написал в девятом классе. Не скрывает, что читает свои стихи только в очень низком кругу друзей, печатать не любит. Друзей, пишущих песни, у Александра Михайловича много. Сам же он написал не так уж и много. Считает, что лучше создать десять хороших, чем сто "так себе". В творческом списке А. Усенкова есть песни на стихи Иванова, Рубкова, Шкляревского, Евтушенко, Шпаликова, Черного. Лучшее свое произведение назвать отказался. Сказал так: "Я все считаю лучшим".
Слушая игру Александра Усенкова на гитаре, я поинтересовался, как же он создает песни, как они у него получаются -- настоящие, бардовские. В ответ получил: "Все зависит от настроения. У меня этот получается в основном в глухих четырех стенах, в полном одиночестве". Несмотря на такой вот ответ, сам он очень общительный человек, ведет активный образ жизни. Постоянный член туристско-оздоровительного центра "Дороги". Впервые побывав на фестивале бардовской песни в Эсхаре (Харьковская область) в 1986 году, старается не пропустить ни один: был в Мраморных пещерах, в пещере Эмине-Баир-Хосар, в Ялте, в Харькове, Днепропетровске, Запорожье, Старом Осколе, Курске. Особенно памятным для себя считает Байдовский фестиваль на маленьком острове Байда под Запорожьем. Очень любит петь свои песни своих друзей Балева, Сергея Кучмы, Михаила Пуговкина. Лично знаком с известным интеллектуалом Борисом Бурдой, который не только член клуба "Что? Где? Когда?", не только главный герой передачи "Вкусно с Бурдой", но и бард. На протяжении многих лет Александр Михайлович общался с А. Кавалеровым, сыгравшим роль мамочки в известном фильме "Республика ШКИД". Очень сожалею, что не успел уговорить А. Усенкова дать для нашей газеты хотя бы одно стихотворение...
Судьба подарила мне встречу с очень молодым и перспективным енакиевским бардом Иваном Романовым, благодаря которому стало возможным говорить о музыкальной династии Романовых в нашем городе. О начале своей творческой жизни Иван рассказывает очень просто: "Музыкального образования нет, музыкальную школу не закончил. В 14 лет появилось сильное желание научиться играть на гитаре. Отец принес инструмент, и я начал осваивать первые аккорды. Получалось легко. Вдохновляли друзья, для которых пел пока чужие песни, а они поддерживали и слушали". Наконец, пришел тот день, когда Ваня написал свою первую песню. Он помнит не только дату, но и время. Это случилось поздно вечером, а еще точнее в ночь с 23 на 24 августа 1998 года. Сидел и поигрывал на гитаре разные песни. И вдруг неожиданно для себя сыграл нечто особенное. Новое, которое еще не играл. Стал продолжать игру: аккорд за аккордом...-- получилась мелодия. Правда, позднее узнал, что эту мелодию до него сочинил Стинг. Просто сработала подкорка. Но механизм уже был запущен. Закрутила его мелодия Стинга, которую он так неожиданно смог подобрать. Потом появились свои песни. Прекрасные песни, хотя автор к ним относится очень строго и самокритично. Я их слышал, они бесподобны! Иначе и быть не может! Ведь учителями были такие талантливые люди, как отец Сергей Иванович и родной дядя Александр Иванович - братья Романовы, которых так любит слушать наш город. Себя по скромности Иван к бардам еще не причисляет, хотя он со своей группой "Наш проект" является лауреатом фестиваля авторской студенческой песни в Житомире (вторая премия). На вопрос, кого из известных исполнителей бардовской песни он любит, ответил: Розенбаум - это однозначно. Из украинских - Колядюк, Моровченко". Песни у нашего талантливого молодого земляка, по его признанию, пишутся не часто: примерно одна в месяц. Я упорно допытывался о механизме рождения песни. Иван не стал скрывать: сыграет аккорд и продолжает его развивать дальше. "Самое интересное, -- говорит он, -- так это то, что все пишут сначала слова, а потом к ним мелодию. У меня же все наоборот: сначала получается мелодия, а потом я пишу под нее слова". Среди собственных песен есть у него две любимые: "В небо" и "Без тебя". Вдохновила на них любимая девушка. Ей же они и посвящены. Для читателей "Тинейджера" Иван предложил "Дыхание зимы" и Любить тебя мне очень просто...". Вот они:
Любить тебя мне очень просто,
Ведь ты прекрасна и нежна,
Умна, горда, о, как красива,
Нет слов, ты просто мне нужна.
Нужна, как день, как свет, как воздух,
Нужна, как солнце, как вода,
Как летний ливень, небо, звезды,
Нужна, как майская гроза.
Тебя я вижу и немею,
В озерах глаз твоих тону.
Ты так прекрасна, что не знаю,
Во сне я или наяву.
Мне без тебя ужасно плохо,
Тоскливо, что хоть волком вой.
И я с ума схожу немного,
Когда не слышу голос твой.
Мне сложно передать те чувства,
Что распирают грудь мою,
Скажу тебе всего три слова:
Вот эти: "Я тебя люблю!".
ДЫХАНИЕ ЗИМЫА вот уже и первый снег,
И птица в небе не кружится.
Вокруг нахмуренные лица
И жизнь замедлила свой бег.
Вокруг все тянется ко сну,
Леса уж сбросили одежды,
Храня горячие надежды
И ожидая лишь весну.
Толпа оделась потеплей
И сильно осень проклинает,
Как будто глупая не знает,
Что неподвластно тепло ей.
Она ведь холода сестра,
И он дает ей свою силу,
Она не может просто, мимо
Ходить без холода одна.
А очень скоро и она
Заснет до следущего года,
И поменяется погода,
Войдет в свои права зима.
Я познакомился с одним юным бардом. Для которого творчество составляет смысл всей его жизни. Это Игорь Козлов, студент Енакиевского политехнического техникума. Свои первые песни он начал писать в девять лет. Но забросил, и только совсем недавно вновь начал писать. Чтобы записывать музыку, начал серьезно осваивать гитару. Темы стихотворений не так уж и просты: наряду с любовной лирикой - философская тема, мистика, природа. Расставание с любимой девушкой спровоцировало дремавший талант или разбудило его. Просто нужен был какой-то толчок. Музыкальные вкусы Игоря серьезные: увлекается классикой, эстрадной и тяжелой музыкой. К рэпу относится негативно, считает пустотой. Из бардов обожает Александра Розенбаума и Михаила Круга. Мечтает о создании своей группы. Считает, что поэтом нужно родиться. "Можно, конечно, им и стать, -- продолжает Игорь, -- но это будет "сырой" поэт. К высшим жизненным ценностям относит доброту и честность, к залогу успеха - талант и труд. По натуре немного романтик. В будущем хочет стать известным композитором и поэтом. Очень переживает оттого, что мечта может не осуществиться. Самое заветное желание - помириться со своей девушкой Ольгой. Самый дорогой человек в настоящее время - мама. Ей тоже посвятил одно стихотворение. А еще Игорь принадлежит к сторонникам французской кухни, любит пельмени с сыром. Песни же пишет, на мой взгляд, настоящие. Вот одна из них.
СЕРДЦЕ ЛЮБВИТы в окно мое постучишь,
На закате, крылом белой птицы,
И глазами в глаза прокричишь,
От слезы засверкают ресницы:
"Ты впусти меня, дверь открой,
Не хочу я назад воротиться".
Я застыну, приняв образ твой,
И засну. Чтоб в тебя не влюбиться.
Припев:И только в свой сон, и только в свой сон,
Лишь только в свой я смогу впустить тебя
С ладони в ладонь возьму твою боль,
Но сердце любви не смогу отдать, прости.
Ты обиду в душе затаишь,
На распятье дорог воротишься,
Через время меня ты простишь,
И, назад прилетев, извинишься:
"Ты прости, я была не права,
в сердце лезла без воли желаний".
Я, поняв, отпущу вдаль тебя,
Не любя процесс расставаний.
Припев. Прожив несколько недель в общении с авторами и исполнителями своих песен, я пришел к выводу: бардовская песня - это нечто особенное. Только тот ее понимает, кто чувствует каждую ноту в ней и каждое слово. Кто умеет слышать и то, что остается между строк.
Тинейджер подросток 08.02.2002