С виду он был обыкновенным рабочим. Каска, роба, замаранная маслом, спецобувь... Проявляли же истинное лицо неизменная торба в руках и постоянное место пребывания - столовая конвертерного цеха ОАО "ЕМЗ". Скромный и ненавязчивый, этот человек неприметно сидел за столиком у колонны, время от времени помогая кухработникам уносить на мойку использованную посуду. За это его незатейливо кормили. В торбу он складывал то, что оставалось несъеденным посетителями столовой, видимо, запасаясь на ночь. Так продолжалось месяцами. К нему уже привыкли. Относились хоть и насмешливо, но с пониманием. А потом охрана таки вычислила его. Судя по всему, это был последний бомж, обитавший при заводе.
- Строго говоря, аббревиатура эта к завсегдатаям наших улиц не применима, - рассказывает начальник отдела участковых инспекторов горотдела УМВД Андрей Николаевич Заика. - Бомж - человек, у которого нет имени, фамилии, паспорта, постоянного крова над головой. С полной ответственностью свидетельствую: более чем за десять лет работы именно в этом направлении в Енакиеве с такими людьми не сталкивался.
Как видите, читатели, юридический статус бомжа еще нужно обрести. По сути, бомжей в городе нет. А кто же они, эти примелькавшиеся люди, поражающие своей неопрятностью, диковатым обликом и повадками?
Автор проучился с Виталием С. более четырех лет. Виталий подавал надежды, ходил в "отличниках", отличался дисциплинированностью, кроткостью нрава и внешним благолепием. Пай-мальчик закончил "технарь" с красным дипломом. Позже - институт. В последние годы трудился в ОАО "ЕМЗ". Но влетел на рабочем месте под шофе и был уволен. А дальше - покатился под горку. Нынче промышляет сбором стеклотары на свалке. Возит ее на "кравчучке" домой, моет, сдает.
- Имею ежедневно и пол-литра и закуску, - поясняет он. - Вчера с двумя "козлами" подрался: залезли на мой участок свалки.
О баталии свидетельствовали ссадины и синяки.
Если забыть о "краснодипломной" юности, то это и есть типичная история становления бомжа городского образца. Когда из дома вынесено и пропито все, вплоть до дверных косяков и оконных стекол, человек идет на свалки, к мусорным бакам, воровству по мелочам.
Но мир меняется. По заверениям А.Н. Заики, "поголовье" бомжей не растет, а наоборот - снижается. По сравнению с положением десятилетней давности, их стало заметно меньше.
Андрей Николаевич рассказывает:
- За минувший год был лишь один вызов по поводу бомжа в подъезде. Сердобольная старушка объяснила, что подкармливает бедолагу, но, похоже, он болен. Так оно и оказалось. Я вызвал "скорую", его забрали медики. К сожалению, ничего о дальнейшей судьбе человека не знаю. Кстати, если мы замечаем умственные отклонения у бродяг, то на наши запросы сразу же откликаются представители психоневрологической больницы.
Капитан А.Н. Заика подчеркнул, что особой заслуги сотрудников милиции в сокращении численности бродяг нет. Скорее, поменялось отношение к ним со стороны государства. Надо полагать, вспомнили у нас о правах человека. Даже пусть и потерянного.
С предприятий их выселили. Подвалы и чердаки многоэтажек зарешечены. Бомж в теплокоммуникациях - явление не частое. А недавно драконовские законы приняты и "Укрзал?зницею". Теперь на вокзалах могут находиться только люди, имеющие билеты. И в это извечное пристанище бродяг их не пускают.
Иными словами, былая среда обитания бомжей перестала существовать. Люди волей-неволей стали возвращаться в свои полуразрушенные дома и квартиры. Худо-бедно, но готовят их к зимним холодам.
- Я уже забыл те времена, когда нам, сотрудникам милиции, приходилось то и дело вытаскивать трупы из темных углов, - завершает рассказ капитан.
А один из участковых инспекторов рассказал о бомже и вовсе переродившемся.
Весь поселок знал Леху как человека окончательно потерянного. В опорном пункте и на учет его брали, и ругали, и по-доброму разговаривали... Но то лучок с грядки выщиплет, то алюминиевую утварь потянет у соседа...Хотя и бездельником полным не был: и огороды копал по осени, и заборы чинил. Но, видно, достал-таки людей. Начали его гнать отовсюду. Да и замков понавешали на сараи, летние кухни, подсобки. Зашевелился Леха по-другому. К зиме окна в своем доме фанерой забил, где мог, стекла вставил. Дров разжился. Как-то зашел к нему участковый и удивился: бомж... строгал доски рубанком. Оказывается, нашел заказчика. Так и пошло.
Иные экономические условия жизни поставили людей в иную зависимость от гамлетовского вопроса: "Быть или не быть?" Впрочем, и пренебрежительное отношение к людям, попавшим "на дно", постепенно уходит в прошлое. К примеру, если у человека нет денег для получения паспорта, то исполком горсовета всегда выделяет требуемую сумму. А с паспортом ты уже не бомж, и все только в твоих руках.
Чтобы людей "случайных" вернуть в русло цивилизации, потребуется еще не один год. Да и не все из них захотят жить по-человечески. Но, похоже, общество наше на верном пути. Хочешь жить - умей вертеться. Причем, не хитря, а работая. В поте лица добывая хлеб насущный и кров над головой.
Енакиевский рабочий 14.05.2002
В. СКНАРЬ