1941 год. Война поставила перед мартеновцами Енакиевского металлургического завода новую ответственнейшую задачу: освоить в обычных печах выпуск стали для танковой брони, которая до войны выплавлялась специальными заводами в особых печах, особым процессом. Состав новой стали был очень сложен. Помимо обычных элементов, в него входили еще кремний, хром, никель, молибден. Причем, эти материалы приходили в цех в закрытых барабанах. Сталевару в технологической карте указывалось: какой номер барабана, сколько штук и на какой минуте от начала плавки он должен загрузить в печь. Содержание серы и фосфора должно было быть ничтожно малым, а это очень усложняло процесс - приходилось удалять весь шлак из печи, чтобы избежать восстановления фосфора из шлака в металл. Выпускающий такую плавку был обязан попасть в анализ по восьми элементам.
Новая сталь была необычайно чувствительна к влаге и резкому охлаждению. Если в печь задавалась сырая руда или мокрый известняк, в стали появлялись тончайшие волосяные трещины, снижающие ее прочность. А стоило слиток стали оставить на сквозняке, как он простуживался - трескался. Пришлось строить сушила для поступающих в печь материалов, рыть томильные колодцы, где в течение суток слитки медленно охлаждались - "томились".
К обычным методам испытания стали - химическому и механическому - добавился новый: на территории завода оборудовали полигон, где из противотанковой пушки обстреливали образцы брони каждой плавки. Это испытание было решающим, оно определяло судьбу плавки.
Творчески, не жалея себя, трудились люди. Первая же выпущенная плавка марки "сф" (смерть фашизму - так зашифровали броневую сталь в заводских рапортах) выдержала испытание на полигоне и была отправлена на танковый завод.
Нет уже на заводе мартеновского цеха, мало осталось мартеновцев, но бесстрастные архивы донесли до нас материалы о том огромном вкладе, который внесли енакиевские металлурги в дело борьбы с фашистскими захватчиками.
Г. ГОРБУНЕВ.
Енакиевский рабочий 21.02.2002