Большинство торговых точек города имеют предупреждающие вывески о запрете продажи алкогольных напитков и табачных изделий несовершеннолетним. Придерживаются ли продавцы этого запрета? Сейчас, в период летних каникул, данный вопрос является весьма актуальным.
5 июля состоялся очередной рейд по выявлению правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 156 КоАП Украины. В нем приняли участие оперуполномоченные сектора криминальной милиции по делам детей Енакиевского ГО ГУМВД Украины в Донецкой области Константин Третьяков и Антон Аралкин, а также журналист еженедельника «Панацея».
На этот раз объектами проверки стали торговые точки в районе Центрального рынка. На протяжении почти часа сотрудники милиции наблюдали из автомобиля за небольшим ларьком. Наконец к его окошку подошла девчонка лет четырнадцати и попросила продать пачку сигарет. Затаив дыхание, мы стали наблюдать за происходящим. Поведение продавца удивило и одновременно порадовало: она попросила подростка показать паспорт, а, когда выяснилось, что документа нет – отказалась продавать сигареты особе подозрительно юного возраста.
В следующих трех торговых точках фактов продажи алкогольной или табачной продукции лицам, не достигшим восемнадцати лет, зафиксировано не было. В какой-то момент мы готовы были поверить в то, что коммерсанты осознали всю важность данной проблемы, но, как оказалось, не все из них были настроены альтруистически.
Когда рейд уже подходил к завершению, наше внимание привлекло летнее кафе «Сармат», расположенное на территории Центрального рынка. Заглянув в помещение, проверяющие заметили подростка, удовлетворявшего жажду …пивом. Во время беседы с милиционерами парень признался, что ему шестнадцать лет и алкоголь он приобрел в баре данного заведения.
Подойдя к бармену, Константин Третьяков представился, показал удостоверение и потребовал объяснений. Однако сотрудница питейного заведения наотрез отказалась признавать свою вину. Сначала она говорила, что этого парня видит впервые в жизни, затем стала уверять участников рейда в том, что продала бутылку алкоголя женщине, которая пришла вместе с подростком, ну, и наконец, выдвинула третью, окончательную, версию (устраивающую ее, по-видимому, более других): мальчишка пришел одновременно с сотрудниками милиции, а пиво принес с собой. Однако на предложение милиционера просмотреть видеозапись, снятую камерой наблюдения (висящей над барной стойкой), сотрудница кафе ответила отказом.
Когда правоохранители уже начали составлять протокол, приехал владелец заведения. Реакция предпринимателя на происходящее, мягко говоря, удивила. Вместо того, чтобы объективно разобраться в сложившейся ситуации, он, используя ненормативную лексику, стал кричать на несовершеннолетнего покупателя. Досталось на орехи и милиции. Когда хозяин заведения понял, что провокационные действия, направленные в адрес правоохранителей, не увенчались успехом, начал фотографировать на мобильный телефон всех участников рейда и подростка. Требовал, чтобы парень назвал свой домашний адрес. Все попытки сотрудников милиции успокоить предпринимателя заканчивались лишь новой порцией оскорблений: «Я тебя не уважаю, чтобы обращаться на «Вы»!.. Ненавижу ментов!.. Посмотрим, что ты в прокуратуре запоешь!» И так далее…
Правоохранители спокойно продолжали выполнять свое дело и, несмотря на ругань и угрозы, составили протокол, который будет рассмотрен на заседании административной комиссии. Других фактов продажи спиртных и табачных изделий несовершеннолетним в этот день выявлено не было.
Подростки прекрасно знают торговые точки, где им без проблем продадут сигареты и пиво, а может, и что-нибудь покрепче. К сожалению, в погоне за выручкой продавцы не забивают себе голову вопросами о неустойчивой психике молодого организма, о вреде для него таких сомнительных источников удовольствия, как алкоголь и табакокурение, о возможных социальных последствиях злоупотребления ими. Однако когда дело доходит до составления протокола уже по факту продажи, на ум приходят слова из басни Крылова: «У сильного всегда бессильный виноват». Не было случая, чтобы реализатор осознал свою вину – всегда виноваты подростки и сотрудники милиции. Довольно часто коммерсанты пытаются найти себе оправдание в том, что нынче, дескать, ребята выглядят намного старше своего возраста, и определить, сколько им лет на самом деле, сложно. Однако в таких случаях при продаже товаров, которые должны быть недоступными для подростков, необходимо у юных покупателей требовать паспорт.
Хотелось бы отметить, что подобные рейды будут организовывать снова и снова – до тех пор, пока владельцы торговых точек не осознают свою ответственность перед законом и перед будущим нашей страны.