День начинался как обычно - серо и неинтересно. Сильно хотелось пить, тело ломило, все раздражало. Но: после дозы стало легче и веселей.
Первый раз Сергей попробовал наркотики на первом курсе училища: друзья предложили папироску с коноплей. Родители даже не догадывались, что их сын в компании таких же, как он, подростков курит травку. Потом как-то предложили уколоться. Попробовал. Так, ради куража, из любопытства. Вскоре все изменилось: к наркотикам тянуло неудержимо. Чтобы купить их, был готов на все:
Енакиевский наркологический диспансер для многих из тех, кто решил покончить с пагубным пристрастием, - последняя надежда. Самостоятельно избавиться от тяги к смертоносному зелью нелегко, только помощь врача-нарколога может помочь вернуться к нормальной жизни человеку, пристрастившемуся к наркотикам.
- Сегодня у нас на учете состоит свыше трехсот человек, употребляющих наркотики. Большинство из них - инъекционные, - рассказывает городской нарколог А.Ф. Шилов. - Но это только верхушка айсберга. На деле наркоманов в городе раз в десять больше.
Наркомания - это болезнь. И, по существующему законодательству, лечение больного возможно только по его желанию, добровольно, без принуждения. Человек самостоятельно должен сделать выбор, преодолеть барьер, отделяющий его от общества. Лечение от пристрастия к наркотическим веществам - процесс длительный и сложный. Болезненная тяга сохраняется долгое время, поэтому во всем мире уделяется большое внимание не только лечению, но и реабилитации. Снять "ломку" в современных условиях не сложно - существует огромное количество медикаментозных препаратов, но как помочь человеку опять не скатиться в пропасть? Сейчас многие религиозные организации берутся за реабилитацию наркоманов. У государства, к сожалению, не хватает средств на своих граждан.
Большую обеспокоенность у врачей и преподавателей школ вызывает резкий рост токсикоманов среди школьников. Ведь токсикомания часто лишь первая ступенька на пути опасных увлечений. Многие из наркотических препаратов токсичны, но ставшего на этот путь это, конечно же, не останавливает. К тому же подростки, как правило, не хотят лечиться: юношеская самоуверенность, боязнь открыться родителям.
В больницу, по словам А.Ф. Шилова, обращаются уже лет в 20-25. Но это вовсе не значит, что врачи просто ждут своих пациентов. Лекции, встречи с учащимися, беседы - это одна из форм их работы.
- К сожалению, недостаточно активно работает городской координационный совет по борьбе с наркоманией, - замечает А.Ф. Шилов.- Хотя все усилия медиков будут бесплодны, если к ним не подключится общественность, прежде всего, родители и близкие больных. Ведь многие пытаются бороться с наркотической зависимостью своих детей самостоятельно, и тем самым только теряют драгоценное время. Родители должны знать, что лечение наиболее эффективно на начальных стадиях, притом оно анонимно, мы не сообщаем о своих пациентах в милицию или по месту учебы.
Обратить внимание на круг общения своего ребенка, вовремя заметить неадекватные поступки в его поведении, поинтересоваться, как он проводит свое свободное время: Эти, на первый взгляд, мелочи помогли многим взрослым удержать своих детей на краю пропасти.
Н. ПЕРМЯКОВ
Енакиевский рабочий 25.06.2002