105 лет нашему заводу. 105 лет стоит у его руля штаб, именуемый до революции главной конторой, а теперь -- заводоуправлением. Но как бы он ни назывался, функции его оставались неизменны: держать руку на пульсе завода и принимать меры, если в его ритме наметится хотя бы небольшой сбой. За 105 лет существования завода им руководили 24 директора. Леонид Федорович Литвинов -- двадцать пятый.
Руководители предприятия в разное время назывались по-разному: управляющий, председатель правления, директор, генеральный директор. В период с 1917 по 1920 годы председатели правления избирались на общезаводском собрании сроком на один год. В разное время председателями правления были рабочие Я. И. Друян, Я. Коломийцев, В. П. Щербина. Первым назначенным директором Петровского (Енакиевского) завода был И. И. Межлаук.
Анализ показывает, что самый длительный период -- 19 лет (с 1896 по 1917 год) --руководящее кресло занимал управляющий Ю. Э. Потье. За два срока пребывания в должности директора (1938--1940 и 1946--1957 годы) Н. И. Гончаренко директорствовал в общей сложности 13 лет. Но были директора, срок пребывания которых в должности был мизерным, например, Манэс был директором всего полгода (с июня по декабрь 1930 года).
С директорского поста уходили тоже по-разному: кто на повышение (А. Ф. Минаев, Н. И. Гончаренко), кто в заграничную командировку (С. М. Буйневич, А. И. Курилов). А Р. И. Пучкова, в недоброй памяти 1937 года, прямо из служебного кабинета увез в небытие "черный воронок".
Сохранилось несколько фотографий руководящего состава завода. На снимке, сделанном 1 мая 1946 года, запечатлены заместители директора, руководители ведущих отделов во главе с директором Н. И. Гончаренко.
Еще на одном снимке начальники цехов и отделов во главе с директором С. М. Буйневичем. На этой фотографии 1977 года почти тот же состав руководителей, но уже во главе с директором А. И. Куриловым.
Но нельзя представлять себе, что путь, пройденный заводом за десятилетия, был широкой накатанной дорогой, ярко освещенной сплошными огнями громких побед, что успехи доставались легко, приходили сами собой. Были и недостатки, промахи, просчеты и в самой организации производства, и в управлении им, что болезненно сказывалось на общем положении дел. А сколько штрафов приходилось платить заводу за срыв сроков поставки металла заказчикам, нести большие убытки за поставку некондиционной продукции, перерасход электроэнергии, топлива, перепростой железнодорожных вагонов под погрузкой и выгрузкой!
Мы привыкли к тому, что лето -- благодатная пора для отдыха. Но директору завода, его заместителю по труду и кадрам, начальникам цехов весной и летом не было покоя: каждый день в колхозы и совхозы надо было по разнарядке направлять сотни, а то и тысячи трудящихся -- на ремонт сельскохозяйственной техники, прополку, уборку урожая... И боже упаси не выполнить эту разнарядку! Одного из бывших директоров завода как-то спросили: "Сколько вы спокойно спите в сутки?". "Если посплю пять часов, -- ответил он без рисовки, -- то я этим очень доволен".
Г. ГОРБУНЕВ, ветеран труда завода, член Национального союза журналистов Украины.
За металл 19.07.2002