У вас бывало такое когда-нибудь: порой хочется высказаться, поговорить по душам о сокровенном, а подходящего собеседника, который бы внимательно выслушал и дал мудрый совет, нет? В таком случае, мы приглашаем в нашу "Субботнюю гостиную", где на одной из полос газеты вас будет ждать встреча с таким человеком - интересным, неординарно мыслящим, многое в жизни повидавшем и пережившем, щедрым на душевное тепло. И, может быть, его жизненный опыт подскажет вам, как поступить в той или иной ситуации, поможет увидеть свет в конце тоннеля.
Нам интересно узнать ваше мнение, уважаемые читатели, о новой рубрике. Напишите также, кого вы хотели бы пригласить в "Субботнюю гостиную", какие темы, волнующие вас, затронуть в разговоре с нашим гостем. На конверте сделайте пометку "Субботняя гостиная".
ПОЗНАКОМИМСЯ ПОБЛИЖЕ
* Ирина Ивановна Савелова родилась в Енакиеве в интеллигентов, представитель четвертого поколения енакиевцев.
* С золотой медалью закончила спецшколу при Харьковской консерватории (теоретическое отделение), выпускница теоретико-композиторского факультета Санкт-Петербургской консерватории.
* Будучи старшим научным сотрудником Дома-музея П.И. Чайковского в Клину Московской области, по заказу издательства "Музыка" написала книгу в двух томах "Летопись жизни и творчества Чайковского". Автор так и не увидела свое детище, поскольку в ту пору жила уже в Енакиеве.
* Сейчас живет и работает в родном городе - преподает в детской музыкальной школе № 1 им. П.И. Чайковского и руководит хором Свято-Николаевского Храма. Воспитывает сына.
ИДТИ ПО ЖИЗНИ С ПОДНЯТОЙ ГОЛОВОЙ
Имя собеседницы, открывающей рубрику, довольно известно в Енакиеве, часто оно появляется и на страницах газеты, особенно если речь идет о концерте классической музыки или каком-нибудь музыкальном конкурсе. Преподаватель класса композиции детской музыкальной школы № 1 им. П.И. Чайковского Ирина Ивановна Савелова не только интересный в общении, но и высоко духовный человек. Основы, заложенные еще в детстве родителями, подпитались наставниками в спецшколе при Харьковской консерватории, а впоследствии в Санкт-Петербургской консерватории. Немалую роль сыграла и сама атмосфера Санкт-Петербурга с его картинными галереями, музеями, выставками, концертами.
- Несомненно, большое влияние на мое становление как личности оказали родители, а также дедушка с бабушкой, - рассказывает Ирина Ивановна. - У меня, единственного ребенка в семье, было счастливое детство. До сих пор в памяти огромная нарядная елка под самый потолок (такую же теперь я ставлю своему сыну), праздники, когда вместе собиралась вся наша большая дружная семья - сестры и брат отца со своими семьями приходили к нам. В доме была огромная библиотека, которую я, по возможности, пополняю. К сожалению, многие книги из-за их стоимости сейчас мне недоступны; когда же находится нужная сумма денег - зачастую случается так, что книг уже нет в продаже. Так "ушли" от меня замечательный трехтомник Ахматовой и единственный экземпляр увиденного мною на прилавке "Степного волка" Гессе. Хотя радует то, что кому-то так же, как и мне, нужны и важны эти книги - не бульварная однодневная литература, а классические, вечные вещи.
- Кто, кроме родителей, оказал и оказывает влияние на вас, на вашу жизнь?
- Довелось встретиться со многими замечательными людьми, каждый из которых дал мне что-то свое, за что я им всем благодарна. Это и Г.П. Таранова, научившая меня азам игры на фортепиано, когда мне было пять лет, и В.Г. Афанасьева, моя преподавательница в музыкальной школе, даже посредственные ученики которой играли лучше сильных воспитанников других преподавателей, и Н.А. Зац, заметившая меня на одном из концертов и пригласившая в спецшколу, куда я поступила, перескочив из седьмого класса в девятый. В консерватории мне посчастливилось учиться у основоположника школы сольфеджио А.Л. Островского, выдающегося пианиста Н.Е. Перельмана и его ученика, доктора искусствоведения, историка пианизма Л.Е. Гакеля, общаться с композиторами С.М. Слонимским и Б.И. Тищенко. Когда работала в Доме-музее Чайковского, судьба свела с правнучками декабриста В.Л. Давыдова - обе они были уже довольно преклонных лет и беседы с ними меня многому в жизни научили. И, конечно, большое влияние на меня оказали два священнослужителя: в Клину - отец Анатолий Фролов и здесь, в Енакиеве, - отец Владимир Згинник.
- Как вы решились, довольно длительное время прожив в таком крупном культурном центре, как Санкт-Петербург, работая в Доме-музее Чайковского, где частыми гостями были деятели искусства, известные политики, иностранные делегации, с которыми вы свободно общались на их родных языках, печатаясь в столичных научных изданиях, журналах, газетах, таких, как "Вечерняя Москва", вернуться в Енакиево? Не скучно ли теперь жить в провинциальном городе, где нет ни театра, ни филармонии, ни картинной галереи?
- Семнадцать лет назад тяжело заболела мама (сейчас она инвалид первой группы), и я была вынуждена приехать из Клина, где тогда работала, чтобы быть рядом с ней. Я не жалуюсь на судьбу, ведь будучи верующей, глубоко убеждена, что Господь ведет нас по жизни, и, если что-то плохое случается, значит так нужно для спасения души. К тому же Бог посылает страданий не больше, чем человек может взять. Что делать? Поблагодарить Бога за то, что послано искупление грехов, и он обязательно пошлет какую-то радость. Вообще считаю, что мы должны идти по жизни с поднятой головой - мы же рабы Божьи и больше ничьи. Мне не скучно в Енакиеве, тем более, что я сама по себе - человек самодостаточный. Приобретенных в юности знаний, впечатлений от увиденного вполне хватает. Когда пройден сорокалетний рубеж (я не боюсь назвать свой возраст), новые эмоции мешают человеку думать самому. Сейчас у меня наступает период реализации своих знаний и возможностей, и я рада, что могу приносить пользу людям.
- Вы преподаете в музыкальной школе и одновременно являетесь регентом церковного хора. Что для вас главнее?
- Я не разделяю эти два вида деятельности. Когда я стою и пою вместе с хором, то делаю это для души, для Бога, а когда занимаюсь с детьми в классе, я воспитываю, хочется надеяться, новую смену композиторов, людей культурных, которые не будут способны на скверные поступки.
- Как случилось, что вы стали регентом церковного хора?
- Удивительнее всего то, что до 30 лет я даже не была крещена, хотя в принципе к вере мой путь начался лет с десяти. Однажды, когда я еще жила в Клину, мне позвонили и предложили поработать концертмейстером в только что образовавшемся коллективе. Тогда меня, если честно, прежде всего соблазнила возможность подработать. Как-то я пришла на церковную службу. Хор пел ужасно... Мне стало жаль батюшку, и я, подойдя к хористам, начала задавать правильную настройку. Да так и осталась регентом... Кстати, на моем крещении присутствовал и мой хор - все тридцать пять человек.
Я считаю, что в любом из нас есть стремление к вере. Как сказал один из Отцов Церкви душа человека по природе своей христианка. И хотя порой она бывает греховна, в ней живет тоска по лучшему - по молитве, по вере. Поэтому мой приход в веру, я считаю, был вполне логичен.
- Интересно, Ирина Ивановна, вы помните самый счастливый день в своей жизни? С чем он был связан?
- Как и у любой женщины - это рождение ребенка. 21 сентября 1992 года я запомню навсегда. Хочу, чтобы сын вырос хорошим, достойным человеком, чтобы мне не стыдно было смотреть людям в глаза.
А вообще, если уж мы заговорили о счастье, мне нравится, как о нем сказала Н. Сац: "Я очень часто бываю под счастливой звездой: делаю ее, вешаю, беру стул и сажусь".
- Сбылась ли ваша сокровенная мечта? О чем мечтаете сейчас?
- Я с детства мечтала стать музыкантом - моя мечта сбылась. Хотя жизнь научила меня не загадывать на будущее. В моих планах не было того, что неизлечимо заболеет мама. С тех пор я поняла, что мечтать нельзя. Но я хотела бы заработать для своей души царство небесное, воспитать сына, быть полезной своим близким и на своем рабочем месте.
Знаете, я ко всему отношусь совершенно спокойно - мечтать о каких-то благах не для меня. Я получила хороший урок, который преподнесла мне жена посла Великобритании, посетившая однажды Дом-музей Чайковского. Настоящая леди, с изысканным вкусом, аристократическим воспитанием, чей муж настоящий английский лорд, она пришла в одежде, сшитой на советских фабриках. Не желая, чтобы роскошная одежда унизила нас, скромных работников музея, она постаралась быть незаметной..
- Что побуждает вас возить своих учеников на различные конкурсы?
- Мой класс композиции - единственный в городе, поэтому поездки на конкурсы - возможность узнать, что делают коллеги, пообщаться, сравнить. Для детей это большая школа и в познавательном, и в профессиональном плане, ведь в программу конкурсов, как правило, входят всевозможные концерты. И вообще, имея какое-то звание (у меня в классе два дипломанта и один лауреат международного конкурса), детям будет легче в будущем. А я должна помогать им, пока находятся очень отзывчивые, хорошие люди: Л.Ф. Литвинов, В.А. Кульчицкий, Партия регионов ни разу не отказали нам в спонсировании поездок. Содействует и администрация школы во главе с директором А.В. Ямченко. В связи с этим вспоминается лозунг, прозвучавший на конкурсе "Ср?бний дзв?н" в Ужгороде : "Поддерживая талантливых детей, строим будущее Украины".
- А каково, по-вашему, будущее культуры, духовности в нашей стране?
- Несколько лет назад мне на глаза попалась статья доктора исторических наук, Владыки Иоанна Митрополита Петербуржского и Ладожского с описанием плана А. Даллеса разрушить Советский Союз изнутри путем смещения духовных устоев, популяризации иностранной литературы, кинопрограмм соответствующей направленности, поп-музыки, внедрения в сознание людей культа денег, насилия, низменных страстей, чуждой нам религии... То, что сейчас происходит в нашем обществе - результат этого зловещего плана. Хотя, думаю, те, кто планировал уничтожить нас, не учли силу духа и духовное здоровье потомков народа, населявшего прежде Киевскую Русь. Пока мы храним нашу исконную православную веру - с нами Бог, Он никогда не посрамит тех, кто на него уповает.
На одном из концертов я уже рассказывала о том, как после экскурсии по Дому-музею П.И. Чайковского одна американка бросилась мне как представителю русской культуры в ноги и воскликнула: "Спасибо вам, что вы это сохранили. По сравнению с вами, мы - бедняки". И я полностью согласна с ней - такое наследие, как у нас, дороже всех их материальных ценностей.
Как-то после концерта в музыкальной школе к нам с Л.Г. Костеняк подошел рабочий металлургического завода. Он рассказал, что шел домой после смены и увидел объявление о концерте вокальной музыки. Он не знал, что это такое "вокальная музыка" и решил пойти на концерт, посидеть минут пятнадцать и уйти. В результате просидел все полтора часа. Пожимая нам руки своими огромными, натруженными, со въеденной в них смазкой ладонями, он сказал: "Спасибо вам, девчата". Эти слова были мне дороже всех наград.
Что бы там ни говорили, наш город тянется к культуре , он нуждается в ней. И поэтому я не верю, что жизнь будет беспросветной. Если мы захотим, она станет лучше - это зависит от всех нас.
Беседовала О. КОЗАКОВА
Енакиевскийрабочий 19.01.2002