Первые города в Северном Причерноморье появились ещё в III тысячелетии до нашей эры, а потому быть греческими колониями никак не могли. Греки, конечно, селились в этих городах, и, безусловно, оказывали определённое культурное влияние на регион, но основным населением Северного Причерноморья были люди другой нации. Геродот их называл скифами и вёл их родословную от самого Геракла. Последний факт говорит о том, что для жителей Балканского полуострова скифы были чем-то большим, чем просто северными варварами, иначе, вряд ли бы они стали говорить о родстве скифов с величайшим героем своей мифологии. Видимо, и сам Геродот, и его соотечественники видели в скифах близкий себе народ. Очень может быть, что Геракл изначально являлся героем не греческого, а скифского эпоса, а греки лишь пересказали о его подвигах на свой манер. Если это так, то вполне возможно, что в образе Геракла до нас дошло описание первого скифского вождя, или царя. Или даже не скифского, а киммерийского. Впрочем… Согласно общепринятой версии киммерийское царство процветало в Северном Причерноморье во II тысячелетии до нашей эры. Киммерийцев многие роднят с другим полулегендарным народом – ариями. Арии, как известно, пришли на полуостров Индостан несколько тысяч лет назад откуда-то с севера, и наиболее вероятно – с просторов Великой Степи, западным краем которой и является Северное Причерноморье. А что же Киммерийцы, куда перекочевали они? Греческие историки утверждали, что киммерийцев вытеснили из степи, пришедшие с востока скифы. Скифы осели в Донецких степях, в низовьях Днепра и в Крыму, и жили там на протяжении нескольких столетий, пока сами не были вытеснены пришедшими опять таки с востока сарматами. Потом и сарматы куда-то уходят, и долгое время в Северном Причерноморье вообще никто не живёт. Уже в начале новой эры, через степь проносятся прибывшие с китайской границы гунны, и только во времена Киевской Руси в степи появляются хазары, половцы и печенеги, также бесследно исчезнувшие в скором времени.
Но вернёмся в античные времена. Арии, киммерийцы, скифы и сарматы, приходя с востока, и вытесняя друг друга, тем не менее, удивительным образом сохраняли единую культуру, о чём говорят все археологические исследования. Жильё, одежда, посуда жителей Северного Причерноморья сохраняли свой вид на протяжении многих столетий, в независимости от того, какое название им приписывали историки. Впрочем, все загадки истории, со всеми исчезнувшими царствами и народами решаются очень легко, если предположить, что все эти столетия в Северном Причерноморье жил один и тот же народ. Ну, назовём его условно скифским. А что до сарматов, якобы пришедших с востока и вытеснивших скифов, и киммерийцев, вытесненных на запад самими скифами? Так и в близкой нам истории случалось нечто подобное. Вот жил в Крыму одно время барон Врангель и всеми силами пытался спасти гибнущую Российскую Империю, а потом пришли с северо-востока большевики, и появился на месте империи Советский Союз. Название другое, страна другая, а народ тот же. И примеров подобных в современной и древней истории множество. Несколько слов о языке, на котором говорили скифы. Надо полагать, что язык этот мало чем отличался не только от киммерийского, но и от языка древних ариев. А древние арии, как известно, пользовались санскритом. На основе санскрита потом возникли все индоевропейские языки, в том числе и славянские. Немцы уже в двадцатом веке сделали из этого факта свои далеко идущие выводы и объявили себя потомками ариев – арийцами. Совершенно правильно, кстати, объявили, так как немецкий язык также относится к индоевропейским, только забыли, что не одни они от ариев произошли, вот и получили по шее от других арийцев. Но арии – это было совсем давно, это так сказать – общая история всей Европы, и не только Европы. А более поздние скифы – это уже наше собственное. Какими же они были? Конечно не азиатами с раскосыми и жадными глазами, а вполне европейцами (ну, белокурые бестии – это про них). Это и греки подтверждали, когда описывали внешний вид скифов. И кочевниками они, собственно, не были, а жили, преимущественно в небольших городах и сёлах. Хотя, видимо, стоит предположить, что те же греки чаще всего видели скифа именно верхом на коне, но это ведь не повод считать человека кочевником. Наполеон вот тоже говорил, что казак это организм, состоящий из коня и всадника. И скифы были такими же. А в древние времена конница вообще была редкой вещью. Вспомните все эти македонские фаланги, римские легионы, бессмертные персы – это всё были пешие воины, хотя, конный воин, как известно, в бою более эффективен. А всё потому, что ни в Греции, ни в Риме, ни даже в Персии не было тогда необходимого поголовья лошадей. Лошади жили в степи, то есть в Скифии. И Дарий не смог Скифию покорить не потому, что скифы за зайцами погнались (это, персидский царь, наверное, сам придумал), просто его армия была заведомо слабее скифской. А очень древние греки так и вовсе придумали страшилку – кентавров. Просто по Наполеону: организм из коня и человека, настолько они были поражены скифской конницей. Ещё одной греческой страшилкой были амазонки. Рассказывали древние греки, что в Скифской стране живут женщины-воины, воюющие наравне с мужчинами. К слову амазонки не только воевали наравне с мужчинами, но и имели все другие равные права, и, конечно, наравне с мужчинами участвовали в общественно-политической жизни. Для древних греков это было удивительным – у них женщины дома сидели, а единственными активными женщинами были гетеры – немного артистки, немного проститутки, немного подруги Александра Македонского. О других народах и говорить не приходится, там и того не было. А вот у скифов было полное равноправие. Впрочем, нас в отличие от древних греков эмансипация не удивляет, мы-то своих женщин хорошо знаем. К слову, первой страной, в которой женщины получили всеобщее избирательное право, была не Америка и не Франция, а как раз Россия, вернее Советский Союз. Кстати, о Советском Союзе. Большинство греческих воспоминаний о скифах относятся к так называемым царским скифам, а были и другие. То есть проживала между Доном и Днепром некая группа, имевшая в Скифской стране наибольшее влияние, а к северу и востоку от них жили другие скифы, уже не царские. Логичнее всего предположить, что где-то в указанном месте находилась столица всей скифской империи с царём, а вокруг столицы располагалась определённая область, принадлежавшая непосредственно скифскому царю. Но за пределами этой области также жили скифы с большей или меньшей автономией от столицы. Неправда ли очень похоже на устройство Киевской Руси? Оставим пока в стороне гипотезу о том, что Киевская Русь и была той самой Скифской Империей. Обратим внимание на то, что археологами установлены границы влияния скифской культуры. Оказывается, предметы скифской культуры обнаруживаются на территории всей Восточной Европы от Кавказа и Чёрного моря до Балтики и побережья Белого и Баренцева морей, на Урале, в Средней Азии и в Сибири вплоть до Камчатки. Угадываете, на какую территорию простиралось скифское влияние?
Но вернёмся в Северное Причерноморье к нашим царским скифам. В античные времена в этом регионе были хорошо известны крупные по тем меркам города: Херсонес, Неаполь Скифский, Ольвия, Пантикапей и Танаис. Сейчас принято считать, что это были греческие поселения, но, во-первых, эти города, в большинстве своём были построены раньше Афин, во-вторых, находились они на территории населённой скифами. Безусловно, все эти города вели с Грецией активную торговлю, и, безусловно, греческие купцы имели в этих городах постоянные резиденции и прочую недвижимую и движимую собственность. Видимо, от них города и получили свои названия: Херсонес – солнечный, Неаполь – новый город, Ольвия – счастливая. Впрочем, на месте этих городов и сейчас стоят города с греческими названиями, соответственно: Севастополь, Симферополь и Одесса. Кто знает, может быть, традиция давать городам Северного Причерноморья греческие названия имеет очень глубокие мистические корни? Это ещё предстоит выяснить, почему немка Екатерина II давала городам, построенным к северу от 47-й параллели славянские названия, а к югу – греческие. И сын её Павел назвал город в честь своей жены Марии не Марьинград и не Мэрибург, а Мариуполь.
|