Енакиевская археологическая экспедиция «Эврика» свои исследования начала в 1969 году с раскопок курганов у пос. Авиловка и столкнулась с необычным явлением. В двух погребениях найдены сосуды срубной культуры эпохи поздней бронзы (вторая половина II-го тысячелетия до н. э.), но отсутствовали человеческие скелеты. За несколько десятилетий на территории Центрального Донбасса у населенных пунктов Авиловка, Ольховатка, Юнокоммунаровск, Дружное, Берестовое, Криничка, Новождановка в 23 курганах из 41 погребения таких загадочных оказалось 17. Такие погребения были во всех полностью раскопанных курганах у пос. Дружное, у г. Юнокоммунаровска и у Новождановки. В науке такие погребения называются кенотафами (в переводе с греческого „кенотаф" - пустая могила). Кенотафами традиционно считаются символические погребения, в которых отсутствуют останки тех, кто умер вдали от мест традиционного захоронения, но были соблюдены ритуальные особенности погребального обряда. Кенотафы, как символические обрядовые могильные сооружения, у различных народов находили широкое культурное применение. Такие погребения сооружали нивхи и остяки для людей, не вернувшихся с войны или без вести пропавших. На Алтае и в Китае хоронили имитации людей-воинов и родственников для охраны и сопровождения умершей знати. Киргизы, заботясь о душе умершего родственника и охране его от осквернения, сооружали двойное захоронение: одно - общественное, кенотаф и другое - реальное, тайное. О такой же практике свидетельствуют тюркские этнографические материалы. Кенотафы могли быть остатками церемоний, связанных с жертвоприношениями умершим и вождям. По некоторым представлениям не хоронили прах умерших, имевших вредоносный дух. В таком случае для успокоения души не захороненного покойника совершали обряд захоронения куклы, олицетворявшей покойного, или же одежду, предметы его быта. В большинстве случаев кенотафы были основными погребениями в курганах. В кенотафах обычно содержалось по одному - два сосуда. Погребения-кенотафы в срубной культуре встречаются довольно редко. В лесостепном Поволжье таких погребений выявлено 0,55 процента, в бассейне Северского Донца -1,7 процента, в Северо-Восточном Приазовье -11,1 процента. В целом по Украине доля кенотафов составляет 1,4 процента. Особенно ярко их концентрация отмечается в срубных памятниках Центрального Донбасса (44,4 процента). Очевидно, такой всплеск сооружения кенотафов в Центральном Донбассе в позднесрубное время объясняется воинственностью местных племен, представители которых не возвращались с кровопролитных войн. В. КЛИМЕНКО. Археолог Газета «Енакиевский рабочий» №13288 за 15 мая 2010 года
|