Криндачи - так несколько загадочно называли свой молитвенный дом прихожане-католики, поселившиеся в нашем городе и его окрестностях еще впервой половине XVIII века. Построенный в середине XIX века молитвенный дом был разрушен в двадцатых годах минувшего столетия. Настоятели молитвенного дома осуществляли пастырскую службу в районе поселков, хуторов, сел, колоний, поселений современного Енакиева. Но где он находился и кто помогал сохранять веру предков среди переселенцев, точно не было известно. Научный сотрудник городского музея космонавта Георгия Берегового Н.В Гришкина обратила мое внимание на копию карты нашего города 1900 года. И каково было удивление, когда я увидел на карте четко обозначенную символ-надпись «католический молитвенный дом». Расположен он был на стыке земель Войска Донского и Бахмутского уезда на берегу р. Булавин, почти в центре Енакиева. К сожалению, даже фундамента не осталось от здания, которое верой и правдой послужило христианам-католикам свыше полустолетия, пока в 1900 г. не построили костел Воздвижения св. Креста (ныне костел Терезы Калькуттской). Правда, чудом сохранилась литая чугунная лестница, ведшая на хора. Теперь она находится на силовой подстанции шахты «Юный коммунар» (до событий 1917 года шахта Бунге). ...В 1732 г. императрица Елизавета Петровна приглашает для охраны южных рубежей Российской империи из Австрии, Пруссии, Германии, Польши вольнонаемных, военных, мещан, цеховиков-мастеровых. Военно-землеобрабатывающие поселения первоначально, как правило, состояли из иностранных подданных. Царским указом 1762 года приглашались иностранцы для заселения Юга России. Поселенец получал 30 рублей подъемных и землю для хозяйства, освобожденного от налогов. Таким образом появились поселения колонистов и в нашем районе. После окончания русско-турецкой войны в 1764 г. образовалась Азовская губерния, состоявшая из Бахмутской и Азовской провинций. Принимавшие участие в войне офицеры получали от пятисот до тысячи десятин земли. Так, в Ольховатку из Польши в 1778 переселилось несколько десятков семей, в Корсуне иноземцы появились в 1795 году. Обосновались переселенцы также в с. Раздольское (теперь пос. Раздоловка). В 1858 г. начинается строительство Старопетровского металлургического завода. Для работы на заводе были выписаны мастера, инженеры, рабочие - металлурги из Силезии. Таким образом, служба военная и государственная привела многих иностранцев в Российскую империю, сделала их российскими подданными. Но в обыденной жизни они считали себя связанными с верой и родиной предков. В 1918 г. настоятель Густав Герасенский вносит запись в церковную книгу енакиевского прихода костела Воздвижения св. Креста о сочетании новобрачных: австрийского пленного Адольфа Владимира Визенфельда-Мыслинского (23 г.) и Александры Булнишкиной (17 л.) - 7 января; австрийского пленного Стефана Францишка Дуплайта (33 г.) и Марины Вильковской (20 л.) - 11 января; австрийского пленного Владислава Домбровского (26 л.) и Юзефы Леман (25 л.) - 8 мая. Однако самое интересное, священник подписывается как настоятель «Криндачевского молитвенного дома». Судьбу его я не смог проследить, но в 1917 году настоятелем Криндачевского молитвенного дома был Иосиф Савицкий. Родился он в дер. Скоки Познаньского воеводства в семье врача. В 1880 г. окончил Григорианский университет в Риме. После освящения в 1907 г. учился в духовной академии Петербурга. В 1911 - 1916 гг. - администратор прихода Мариуполя. Участник Великопольского восстания, армейский капитан-капеллан. Во время польско-советской войны в 1920 г. оказался в тылу и добровольно остался среди пленных поляков в СССР. С 1927 г. по 1932 г. - узник Соловецких лагерей. С 1932 г. по осень 1933г. работал в костеле св. Казимира в Ленинграде. За отказ сотрудничества с ГПУ арестован и с 1937 г. находился на поселении в Ташкенте. Теперь осталось узнать, почему и в честь кого называли молитвенный дом Криндачевским. В Новопавловской волости Таганрогского округа области Войска Донского по грамоте от 1752 г. бывшему подданному Австрийской империи Криндачу за верную службу были пожалованы земли в вечное пользование. На землях, принадлежавших роду Криндачей, оказались месторождения антрацита. Наследники активно занялись разведкой и добычей угля. Постепенно прикупались новые владения. В районе Ханженково были земли Криндачей, выкупленные у наследников покойного ротмистра Егора Григорьевича Ханженкова. Уголь поставлялся на казенные государевы железоделательные, чугунно-литейные заводы, вывозили за границу. Коммерческие дела связывали эту семью со многими промышленниками Юга России, в том числе и Енакиева. Существовало Криндачевское горнопромышленное товарищество. Семья Криндачей отличалась благотворительностью, отзывалась на нужды церкви, помогала приютам. И поэтому неудивительно, что прихожане назвали молитвенный дом Криндачевским в честь семьи, построившей это культовое заведение на свои средства. Информация о последнем из рода Криндачей обрывается на Георгии Ивановиче Криндаче. Входил он в корпорацию присяжных поверенных. На конец XIX в. на всю Российскую империю насчитывалось 200 присяжных поверенных. Был адвокатом на государственной службе. В 1873 г. добровольно перевелся из Московского в Харьковский округ судебной палаты. Умер в 1909 г. В истории ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели. Приоткрыт еще один, вроде бы незначительный, эпизод в истории Енакиева. Но за ним стоят судьбы людей, наших предков, земляков. Будем надеяться, что в основу взаимоотношений государства и гражданина в духовно возрождающемся украинском государстве будут положены принципы преемственности поколений, памяти, гуманизма и христианской морали. В. ОПАЛЬСКИЙ. Житель Углегорска, прихожанин Енакиевского католического храма Воздвижения Святого Креста и Терезы Калькуттской «Енакиевский рабочий» № 90 (13451)
|