Пройдет всего несколько лет, и поселок Ольховатка будет отмечать свое 300-летие. Эта дата определяется первым письменным упоминанием о поселении, возникшем на берегах тихой светлой речушки. Существует несколько различных версий его возникновения, общим для которых является лишь одно: первыми жителями Ольховатки и ее основателями стали старообрядцы.
Если говорить коротко и на современном языке, то старообрядцы – это православные жители России, не признавшие в XVII веке церковную реформу патриарха Никона. А поскольку он внедрял ее очень жесткой рукой, многие верующие вынуждены были бежать из страны, спасая свои жизни и веру. Бежали на окраины Московского царства или за его границы – на Урал, в Сибирь, в Прибалтику, в польские земли, за Дон. Вот так в числе более чем миллиона людей, покинувших Родину, оказалось и несколько семей старообрядцев, основавших Ольховатку. Поселившись на границе земель Великого Войска Донского, первые ольховатцы могли не опасаться за свою жизнь, ведь правило «С Дона выдачи нет» выполнялось неукоснительно.
Сохранить то, что оставлено предками
На протяжении многих лет в сознание людей официальная пропаганда, в том числе и советская, внедряла мысль о том, что староверы – фанатики, чурающиеся людей. Те, кто знаком с жителями Ольховатки, большинство из которых если не посещают старообрядческий храм, то уж точно являются потомками первых поселенцев, знают прекрасно, что ни фанатизма, ни пренебрежения к людям других религиозных взглядов у них нет. «Смотри, они и воды напиться тебе не подадут», – напутствовали меня знакомые, но поездка в Ольховатку оставила массу положительных впечатлений. Прежде всего, поражала сама природа, окружающая Покровский старообрядческий храм, тишина и умиротворение, разливающиеся вокруг. Расположенный на берегу значительно обмелевшей, но еще прозрачной Булавинки, он прячется в зелени деревьев и создает вокруг себя особый мир, в котором, кажется, нет суеты наших будней.
Пригласившая в гости председатель церковного совета Т.А. Моногарова о храме и о людях, которые его создавали, может рассказать часами. И это неудивительно, ведь Татьяну Александровну, родившуюся в Ольховатке, здесь крестили, сюда она ходила в детские годы. Не отреклась от отцовской веры и когда преподавала историю в школе, правда, в те годы, на службе не бывала. Но жизнь повернулась так, что она не только вернулась в храм, но и несколько лет назад приняла предложение возглавить церковный совет.
– Духовное нужно подкреплять материальным, сохранять то, что имеем. А кто этим займется, если большинство прихожан – женщины преклонного возраста? Посоветовалась с сыном, и взяла на себя эти непростые обязанности. В здании церкви царили запустение и такая бедность, что даже паникадила были сделаны из консервных банок. Обратилась к прихожанам, к односельчанам, к своим ученикам, разъехавшимся в разные края. На собранные деньги купили церковную утварь, установили входные двери, сигнализацию, деревянную решетку, ведь мужчины и женщины у нас молятся отдельно. Прошу не для себя, а для того, чтобы сохранить то, что оставили нам предки. И люди, понимая это, помогают нам, кто чем может. Прихожане-старообрядцы с благодарностью вспоминают Енакиевского городского голову С.Ж. Рухадзе. Это был первый представитель власти, который способствовал оказанию благотворительной помощи ольховатской церкви. И сделано это было с особым тактом и уважением к тем, кто исповедует древлеправославную веру.
Вместе с Татьяной Александровной рассматриваем документы в ее архиве, старые фотографии, и она начинает рассказ о церковной общине, история которой очень тесно переплелась с историей огромного государства.
Своими руками и с Божьей помощью
– Летоисчисление поселка начинается с первого письменного упоминания, но люди здесь поселились гораздо раньше, – как историк, авторитетно говорит Т.А Моногарова. – Откуда родом были первые поселенцы? Совсем недавно появились более-менее подтвержденные данные о том, что родом они были из Москвы и Подмосковья. По данным переписи 1778 года, население Ольховатки составляли около 180 душ мужского пола и трех монахов, а представительницы слабого пола не учитывались. Вторая волна переселенцев-староверов в наши края пришла в XVIII веке из Стародубья, нынешней Черниговской области. Переносить невзгоды на новом месте помогала вера, поэтому первым делом переселенцы поставили часовню. В XIX веке возник небольшой женский монастырь, закрытый при советской власти.
Бытовое сознание у нас неразрывно связано с религиозным. У людей имелось понятие греха и страха господнего. Большинство ольховатцев, особенно мужчин, были грамотными, в каждой семье хранили не только богослужебные, но и светские книги. Молитва занимала важное место, по сути, каждая семья была прообразом маленькой церкви, где главой был отец, которого уважительно называли батенька. Поститься начинали с двухлетнего возраста, а с пяти лет дети уже вовсю работали со взрослыми в поле, имели свои трудовые обязанности в домашнем хозяйстве.
После Петра I староверы уже не подвергались жестоким репрессиям, но до начала XX века старообрядцы были самой бесправной частью русского народа. Всего один пример: налогов они платили в два раза больше, чем остальные подданные империи. На территории нынешней Украины староверам жилось легче, чем их собратьям в центральной России. Новый виток гонений на древлеправославие начался при Николае I. Испытали их на себе это и ольховатцы. Так, при наличии церкви им запрещалось проводить службы со священником. Но, несмотря на это, рискуя оказаться в тюрьме, в Ольховатскую церковь тайно приезжали батюшки из других мест для совершения служб и церковных таинств. В 1860 году в Петербург отправилась делегация во главе с местным жителем Емельяном Безчастным. Ольховатцам удалось добиться аудиенции у императора Александра II, после чего царским высочайшим повелением в ольховатской древлеправославной церкви разрешили служение своего священника, которым стал Емельян (Емилиан) Безсчастный. В 80-х годах XIX века купцы-благотворители выделили средства на строительство новой церкви. Строилась она основательно, и чтобы новый храм стоял века, его возвели полностью из дуба.
До начала двадцатого века старообрядцы по формулировке того времени были «поражены в правах». Они не могли поступать на военную службу (исключение составляло лишь казачество) и гражданскую службу. Не было препятствий лишь в торговле и предпринимательстве, где старообрядцы достигли больших успехов. Честность, трудолюбие, трезвый образ жизни, упорный характер, сформированный поколениями за годы притеснений, помогали в этом. К концу XIX века вся текстильная промышленность и хлебная торговля Российской империи были в руках старообрядцев. К 1917 году две трети всего промышленного производства России являлось собственностью старообрядческих семей – Морозовых, Третьяковах, Рябушинских, Абрикосовых, Мамонтовых, Гучковых.
Помимо вложений в передовое промышленное производство, ими огромные суммы жертвовались на благотворительность. Кроме храмов строились богадельни, приюты, больницы, школы. Все это было естественным для купцов-староверов. Будучи верующими, они считали, что свои состояния получили с божьей помощью, и, представ пред Господом, будут обязаны дать ответ о заработанных деньгах, как они ими распорядились. Были свои купеческие семьи и в Ольховатке. Далеко за ее пределами получила известность, например, ольховатская ярмарка, проходившая осенью в течение двух недель.
В1905 году Николай II подписал указ об основах веротерпимости, благодаря которому старообрядцы получили равные права с остальными гражданами России, и время до 1917 называлось золотым десятилетием старообрядчества. В Ольховатке в эти годы заново перестраивается храм, возводится колокольня, открывается церковная школа. Церковная община насчитывала более 2700 человек, только церковный хор состоял из 60 певчих. После ухода из жизни отца Емелиана в 1910 году настоятелем общины стал его внук Федор.
О том, что старообрядческим семьям, действительно, были чужды фанатизм и неприятие всего нового, свидетельствуют и старые фотографии, показанные Т.А. Моногаровой. Вот степенные отцы семейства с окладистыми бородами и их жены в традиционных платках вроспуск, которые фотографировались в знаменитом енакиевском фотосалоне братьев Стыскиных. Фотограф запечатлел и отца Федора с членами церковного совета. Сохранились также фотографии церковного хора и членов общины, пришедших на службу.
Места благодатные
– Естественно, что революция и приход советской власти ничего хорошего ольховатской церкви не принесли, – продолжает рассказ Татьяна Александровна.– Храм и монастырь закрыли в начале 30-х годов. Но отец Федор проводил службы уже по домам. В 1937 году его по доносу арестовали и расстреляли через несколько дней. Тогда же разрушили колокольню, сбросили колокола, а человек, сбивавший с куполов кресты, оступился и разбился, упав с высоты. Само здание церкви было разобрано в годы войны.
В 1945 году общине разрешили проводить службы в бывшем церковном доме, где они и шли более сорока лет. Дом этот, доставшийся в наследство, отдала общине бабушка Алена, хотя ей и самой-то жить было негде. В конце 80-х годов, на том же месте, где стоял прежний храм, началось строительство новой церкви. Строили ее всем миром – деньги вносили не только жители Ольховатки, но и старообрядцы из многих мест Донецкой области. Под каменным фундаментом нашли серебряное кадило и ложечку для причастия. А бабушка Алена передала царские врата, спасенные ею из разрушенной церкви.
В 1995 году новый храм освятили, но до последнего времени в нем не было своего священника. Лишь в феврале нынешнего года в ольховатской церкви появился свой настоятель – священноинок Сила (у староверов монахи именуются по-древнерусски – иноки). А 19 августа, на праздник Преображения Господнего, в нашей церкви впервые прошла архиерейская служба, которую провел архиепископ, владыка Савватей. Я преклоняюсь перед ольховатцами, которые в течение долгих лет гонений, оставшись с 1937 года без духовного наставника, смогли сохранить веру своих предков.
Вместе с Татьяной Александровной мы прошли по церковному двору. В обновленной, отремонтированной трапезной нас напоили чаем, а хозяйничающая здесь Марья Петровна рассказала немало интересного о жизни старообрядцев. Ее родители, например, и в советские времена строго следили, чтобы дочь не снимала нательный крест, но, видя его, никто из тех, кто работал рядом с ней на шахте, не стал относиться к девушке по-другому.
Внимание приходящих в храм гостей, несомненно, привлекает ухоженная могила у церковной ограды: здесь под дубовым крестом похоронен отец Емилиан (Безчастный), так много сделавший для своих единоверцев. У находящегося во дворе колодца сейчас ведутся ремонтные работы: к престольному празднику Покрова Пресвятой Богородицы хотят их завершить установкой купола и креста. А затем начнется ремонту кровли, поскольку без этого нельзя приступать к внутренней отделке. На церковном совете (здесь большинство вопросов решается таким демократическим путем) уже обсудили и цвет черепицы, так что, благодаря пожертвованиям, Покровский храм обретает новую жизнь.
– Сегодня членов нашей общины насчитывается около 50 человек, а прихожанами себя считают в общей сложности человек сто. Правда, по большим праздникам, таким, как Пасха, на службу собирается до 400 верующих. Сейчас наша церковь – единственный древлеправославный храм в Донецкой области, – с гордостью за своих земляков говорит Т.А. Моногарова. – На службы приезжают старообрядцы из более десяти городов. Фактически, ольховатская церковь – единственная в нашем регионе, где три с половиной века, не прекращаясь, идет служба перед древними иконами. И место это по праву является благодатным.
Звание самой извилистой улицы в мире принадлежит Lombard Street в Сан-Франциско. В настоящий момент на вымощенном из красного кирпича участке дороги в 400 метров организовано одностороннее движение сверху вниз (с запада на восток)с ограничением скорости в 5 миль (8 км/ч).