Реформа патриарха Никона вынудила тысячи приверженцев старой веры переселяться в отдаленные, малозаселенные места.
...На живописном берегу небольшой степной речушки Булавинки, среди нераспаханных степей, облюбовали себе место староверы, выходцы из Курской губернии. В память о покинутой деревне Ольховатке новая получила такое же название. Избы строились по образцу российских - рубленые. Правда, в настоящее время большинство из них оштукатурены.
Одновременно была построена красавица-церковь, гордо поднявшая свои восьмиконечные кресты. Перед входом люди двуперстно крестились, смиренно вступали под своды церкви. Перед ликами древнего письма горели свечки. Становились на колени - мужчины направо, женщины налево, тихо шептали старинные молитвы.
В тридцатые годы храм снесли. Печально звякнув, упали на землю колокола. А человек, сбивавший с купола кресты, поскользнулся и, сорвавшись вниз, разбился насмерть. Конечно, это было воспринято как наказание Господне.
Вслед за староверами в Ольховатке стали селиться и другие переселенцы. Чаще всего это были крестьяне, бежавшие из Украины и из черноземных областей России от крепостного гнета - они построили свою церковь.
В Ольховатке, в отличие от других окрестных деревень - Софиевки, Веровки и других, никогда не было крепостного права.
Более сотни лет стоит Ольховатка. Весной в ней белым-бело: цветут вишни, яблони, груши. На 14 километров протянулась она белым с розовым отливом рушником. По окрестным балкам разбросаны полукружьями белесые облачка - цветет терновник.
Цветут души людей, пронесших свою веру через столетия.
Г. ГОРБУНЕВ
Енакиевский рабочий 16.07.2002