В 2003 году исполнилось 350 лет церковной реформе патриарха Никона, которая положила начало так называемому "расколу" в русской православной церкви. Сегодня в Украине старообрядческих поселений осталось немного. Одно из них - Ольховатка.
Когда-то в семьях старообрядцев было по 10-15 детей, сегодня хорошо, если 1-2. Молодежь уезжает на заработки. Храм с восьмиконечными крестами община строила несколько лет - на копеечные заработки и пенсии. Трижды в церковь забирались воры - охотники за древними иконами. У прихожан нет даже своего священника - на большие праздники приезжает батюшки из Луганской области.
Иван Блинов, староста общины старообрядцев: "С самой войны десятки лет нет ни церкви, ни священника, а что бабушки ходят в церковь, так кроме них туда никто не хочет идти. А молодежи вообще нет. Никто не хочет".
В 2003 году на Пасху священник в Ольховатку приехать не смог. Всенощную службу вела 80-летняя уставщица Феня Акимовна. Она знает наизусть все молитвы - старинные, длинные, еще без сокращений и правок патриарха Никона. Кстати, большинство местных старообрядцев - долгожители. Старейшине общины - бабушке Матрене - пошел 101 год.
И хотя телевизор старообрядцы называют "той иконой, что от сатаны", в домах, где живет молодежь, есть и телевизоры и радиоприемники. Впрочем, Ольховатка известна не только поселением старообрядчиков. Во время Великой Отечественной войны здесь шли ожесточенные бои. 9 месяцев - так долго гитлеровцев сдерживали только под Ленинградом и Москвой. Местные школьники до сих пор находят ржавые каски и осколки снарядов. Такого богатого историко-краеведческого музея, как в Ольховатской школе, нет даже в соседних городах.
Федор Благушин, директор школы: "Мне кажется, что воспитание детей старообрядцев таково - они склонны уважать человека, добросовестно относиться ко всему, что их окружает, и той речушке, что здесь протекает. Различия нет, и старообрядцы, и как раньше называли "хохлы", мы сейчас все вместе здесь".
И если когда-то староверы старались отмежеваться от мирских забот, то сегодня жители угасающей Ольховатки стараются держаться вместе и сообща решать проблемы села.