Поселок городского типа с 1938 года, центр сельсовета. Сельскому совету подчинены населенные пункты Венняя Крынка, Петровское, Путепровод, Рясное, Шевченки и Щебенка. Площадь земли 6148 га. Население – 3800 человек. В поселке есть средняя школа, средняя школа интернат, дом культуры, библиотека, отделение городской поликлиники, детский сад, детские ясли, почтовое отделение, сберкасса. В поселке располагался совхоз «Корсунский», специализирующийся на производстве зерна, овощей, молока. За достигнутые успехи в развитие сельского хозяйства 13 работников награждены орденами и медалями. Своё название получил от речки Корсунь (Корсунка), которая течет по низине вдоль всего поселения. По одной из версий поселение было основано запорожскими казаками в 1622 году как казачий зимовник. По началу это был казацкий хутор из нескольких дворов. В дальнейшем село росло за счет переселенцев поляков, молдаван и румынов. В 18 веке по указу императрицы Екатерины Второй для оживания диких степей сюда переселили переселенцев из Молдавии волохов. Таким образом в 1755 году появились ранговые дачи села Корсунь, которые вместе с россиянами и украинцами заселяли молдаване, переселившиеся сюда на постоянное место жительства. Неизвестно почему, но до 1795 года эти земли обезлюдели, хотя и числились за генералмайором Людовым. Позже в село вернулись жители и в первой половине 19 столетия это было довольно большее село, в котором построили первый храм. В 1838 году тут была построена Вознесенская церква Екатеринославской духовной консистории «на сумму от казны отпущенную». Через село Корсунь проходил чумацкий шлях из города Бахмут в Крым, по которому возили соль и рыбу. Это способствовало развитию поселка. Недалеко были обнаружены залежи каменного угля. Некоторые жители села начали разрабатывать угольные месторождения. Постепенной вокруг села возникали хутора. В конце 19 столетия в селе Корсунь насчитывалось 184 двора. Четвертая часть жителей были безконными жителями. 23 декабря 1869 года состоялось открытие движения поездов по линии ХарьковСлавянскТаганрог. А на территории современной Горловки появилась станция Никитовка и полустанок Корсунь, который и был уже в последствии, в конце 19 века, переименован в станцию Горловка. В 1912 году ( из сборника «По Екатеринославской железной дороге») картина поселения выглядело следующим образом: «большее село Корсунь с населением 6000 душ, около 20 торговых заведений общим годовым оборотом около 2000 рублей, одна паровая мельница. К селу прилегают хутора Стенки и Садки». Во время Гражданской войны в Корсунь наведывался гулуйполевский атаман Нестор Иванович Махно. И не просто наведывался, а по воспоминаниям деда Мураров, в доме, где он родился и вырос, Нестор Иванович гулял очередную свадьбу. Взбалмошным человеком был батька, но люди его любили... вспоминает дед. Возможно, так оно и было. А может, была свадьба в деревне, а Нестор Махно был приглашен на неё. Никто этого не узнает точно. После октябрьской революции село сильно изменилось. В 1925 году была открыта больница, организована организация по коллективной обработке земли. В то время в Корсуне было 8 тракторов и другой сельский инвентарь. В 19291930 года созданы 3 колхоза: «Зоря», «За лучшую жизнь», «Красная армия». Во время коллективизации 10 семей розкулачили. В 1929 году была закрыта церковь. В 1930 году построен клуб на 300 мест. В 1936 году построена трехэтажная школа. Через поселок протекает по сути, ручей для сброса сточных вод с шахт им. Карла Маркса и "Красный Профинтерн". Это сегодня существуют отстойники, а в довоенные годы речка несла обильную угольную пыль. Корсуняне делали от ручья затоки, лопатами, сачками, ведрами отлавливали сажу, топили ей и дома и административные здания. По этой причине до создания отстойников и школа и в другие здания поселка запомнились местным жителям в саже и копоти. А потом, в 41м, страшно заголоси ли гудки, продолжает рассказывает Е.Ф. Кожешкурт. Осенью я сама видела, как в поселок входили итальянцы. У них смешно смотрелись каски с перьями. В доме Евдокии Федотовны остановилась писарская часть штаба оккупантов. По словам Кожешкурт, итальянцы из ряда вон выходящей ненависти к местным жителям не питали. Даже своими пайками делились. В отличие от немцев. Те отдавали корки хлеба кроликам, которых держала семья Е.Ф. Кожешкурт. Было и другое. Страшное. Летом 43го немцы и полицаи (их в Корсуне тоже хватало) вылавливали мужчин, скрывавшихся от угона в Германию. Помню, вели их по этой вот улице, на которой мы разговариваем сегодня, говорит Евдокия Федотовна. Было человек сорок. За поселком их расстреляли. Но наш сосед по фамилии Спотарь чудом уцелел и ночью выбрался изпод трупов, ушел. Умер он недавно. На фронтах Великой Отечественной войны воевало 990 жителей поселка, 249 из них погибло, 712 – удостоены государственных наград. Бондаренко Григорий Нестерович, во время войны был военным летчиком, погиб смертью храбрых. Ему присвоено звание Герой Советского Союза. В честь воинов, погибших во время освобождения Корсуня, от немецкофашистких захватчиков, построен памятник. В 1953 году село Берестовое вошло в состав Корсуня. В 1959 году из 3 колхозов и одного совхоза был создан совхоз «Корсунский», который сегодня на существует. Вместо него обработкой земли занимаются фермерские хозяйства. Рассказ о поселке был бы не полным без сегодняшнего дня его жителей. А их здесь 3800. Это согласно прописке, объясняет В.В. Макаров. фактически же знак) десятки людей, прописанных в Корсуне, но проживает они в ближнем и дальнем зарубежье. Причины последнего те же, что и по всей стране. Хотя есть и сугубо местные. С отмиранием совхоза изменилась аграрная ориентация корсунских земель. Четыре сельхозобъединения, существующих нынче на месте бывшего совхоза» занимает зерновыми культурами. То есть, прежнего овощеводства уже нет. Поэтому нет места и таким понятиям, как, например, прополочные бригады, работники теплиц (на снимке), механизаторы... Макаров свидетельствует:
На полях из корсунян заняты единицы. В основном работает они на предприятиях Енакиева, в шахтах. И мигрирует... Люди, сдавшие свои земельные паи в аренду сельхозобъединениям, согласно договорам, имеют за это 1,5 процента от стоимости этого пая (она 30 тыс. грн.). Но это по результатам, по урожаю. А еще о духовной жизни поселка и людей, его населяющих. Есть клуб. В нем танцы для подростков... И все. К слову, уже после войны, в период хрущевской антирелигиозной истерии, в Корсуне была разрушена старейшая (1838 года) в нашем районе церковь. Сегодняшняя церковь расположена в здании бывшего магазина. Вместо колокола используют в ней...обрезанный кислородный баллон. Но и этому корсуняне рады: православные требы можно отправлять без поездок в соседние Горловку или Енакиево. Есть и вовсе современные исторические "памятники". Несколько недостроенных, а позже и разворованных многоэтажек (унесены из них даже лестничные пролеты). Они планировались под заселение рабочими завода ЕКТИК. Завода нет. Дома оказались не нужными, фактически это памятник бесхозяйственности, которая у нас в стране традиционная что подтверждает и история. В Корсунь едут за чистым воздухом (donbass.ua) Когда на рынке в Енакиеве бабушки продают зелень и овощи, они, уверяя, что урожай из поселка Корсунь, зачастую хитрят с географией. Просто у этого оазиса на ближних подступах к городу хорошая репутация экологически чистого места. Вот торговцыогородники и эксплуатируют положительное реноме. Поселковый голова Рита Трофимова тоже недалеко от них ушла. Проводя рукой от края и до края, она радуется, что теперь в округе все пахотные земли возделаны, а не скудеют под гнетом бурьяна. Раньше здесь гремел известный в Союзе большой совхоз «Корсунский». О былом размахе остались одни воспоминания, однако и постсоветского запустения уже нет. Существует несколько версий возникновения этого населенного пункта. Есть весьма старинные, но музейщики считают, что ближе всего к истине 1755 год, когда правительство Российской империи выделило здесь для переселенцев из Молдавии ранговые дачи. Поселок быстро развивался, и в конце XIX века за местной церковью числилось более двух тысяч душ мужского пола и 1887 женского. Когда совхоз гремел, народу здесь было в несколько раз больше. Даже при государственной переписи населения в 2001 году насчитывалось 6,5 тысячи корсунян, а сейчас осталось 3,5 тысячи. К счастью, рождаемость стала расти, и теперь на всей территории поссовета, включающей четыре населенных пункта, насчитывается 85 детей в возрасте до трех лет. А это будущие первоклассники, и, возможно, со временем власти расконсервируют здания двух школ, из которых в прошлом году вывели учеников. Вообще поссовет может похвастать амбулаторией, фельдшерскоакушерскими пунктами, подстанцией «скорой помощи», школой, сберкассой и почтой. Старикам в глубинке тяжело На центральной усадьбе пустующих домов уже не найти, их охотно за 60-70 тысяч гривен скупили приезжие из Енакиева, Горловки и даже Донецка. Люди едут сюда, прежде всего, за чистым воздухом и понемногу налаживают свой быт, обживаются на земле. А условиято в Корсуне специфические. С городом транспортное сообщение, говорят, нормальное, а по самому поселку надо передвигаться только на своих двоих. Из 312 дворов менее половины без договоров пользуются водопроводом: статуса питьевой у этой жидкости нет, а вопросов к ее качеству у санстанции множество. Поэтому у большинства пробурены скважины до 40 метров глубиной, а некоторые хранят верность колодцам. Это в основном пожилые люди, которые едва сводят концы с концами на свои нищенские пенсии и кормятся преимущественно за счет живности и огородов. Известная в поселке матьгероиня Вера Григорьевна Иванова воспитала шестерых детей. У нее 15 внуков и семь правнуков, однако на девятом десятке бабушка, как и раньше, рассчитывает, прежде всего, на урожай. Когда шло строительство аэропорта и оптового продовольственного рынка на донецкой трассе, туда из Енакиева большегрузы безостановочно возили металлургический шлак. Основную поселковую дорогу, которая проходит по улице Интернациональной, разбили полностью. Но пока готовились к Евро2012, о ремонте и речи не было, и только теперь, наконец, Ясиноватское ДРСУ вняло письмам поссовета и приступило к работам. Бюджет у нас всегда очень сложный. Надо хотя бы 300 тысяч гривен в год, а фактически имеем в два раза меньше. Своегото базового предприятия и, значит, подоходного налога нет, а на админштрафах, оформлении транспортных средств и налоге на землю сильно не разбогатеешь. Всё, что зарабатываем, отдаем в Енакиево, и город нас потом финансирует, но особо не разгонишься, говорит Рита Трофимова. На благоустройство в этом году заложено всего 33 тысячи гривен, из которых только 13 тысяч на ремонт дорог. А это всего 10 машин шлака, которых хватит лишь на то, чтобы засыпать ямы на улице Партизанской. Сделать это надо обязательно. 38 местных предпринимателей держат здесь несколько магазинов, кафетериев, АЗС и аптеку, но корсуняне особо дорожат пекарней, где управляется жительница Енакиева Людмила Лысенко. У нее восемь наименований хлебобулочных изделий, а главное есть продуктовый автомобиль с холодильником. Согласно заявкам жителей, ежедневно на нем развозят буквально под каждый дом бакалею, гастрономию, кондитерскую, молочную продукцию и, конечно же, хлеб. Эта автолавка зарабатывает до одной тысячи гривен в смену, а зимой она для народа просто спасение. К слову, была в поссовете идея создать совет предпринимателей, который бы по мере необходимости на спонсорских началах финансировал местные нужды. А то ведь даже простейший праздник не проведешь. Своего ДК нет, а на культуру в бюджете заложено аж 300 гривен в год. Но благотворители быстро раскусили, что среди помощников-добровольцев одни и те же лица, поэтому их шефский порыв быстро иссяк. Трофимовы люди порядочные Остряки, случается, шутят: дескать, едут они не в Корсунь, а в Трофимовку и живут в Трофимовском районе. И при этом они недалеки от истины. Потому что Трофимовых (родственников, а чаще однофамильцев), которые стали таковыми по факту рождения или в замужестве, здесь, пожалуй, треть поселка, а то и больше. Их историей никто, увы, всерьез не занимался, а вот курьезов в связи с этим хватает. Было дело, в то время директор местной школы Рита Павловна Трофимова приняла на педпрактику студента вуза Олега Анатольевича Трофимова, а руководителем ему назначила трудовика Анатолия Семеновича Трофимова. Парню надо было написать характеристику на любого ученика и ему без всякой задней мысли, и тем более желания приколоться, выбрали для этой цели старшеклассницу Оксану Трофимову (все до единого однофамильцы). Да еще и школа расположена на улице, которая в честь воиназемляка носит имя Трофимова, а права увековечить память односельчанина добивался учитель истории Иван Андреевич Трофимов. Словом, привез парень составленный им документ в институт, а там возмутились: «Ты что, других людей найти не мог?! Отца, мать, сестру всю родню задействовал!» Объяснялся долго, но насколько ему поверили, неизвестно. Когда Рита Павловна выходила замуж, ее бабушка, Трофимова, порадовалась: «Трофимов это хорошо. Они все труженики, ни пьяниц, ни лодырей среди них нет». И, правда, однофамильные семьи в поселке, как на подбор, без изъяна и червоточинки, не любят много спать и души не чают в своих детях. Знакомимся с одной из них. Её главу, чтобы не путать с тезками, зовут Толик-Адидас: название этой заграничной фирмы некогда украшало его грузовую машину, да так и прилипло. Транспорт-то бывший горняк и совхозный работник со стажем, Анатолий Иванович менял не единожды. Ему, предпринимателю, и сейчас без колес никак нельзя: свежий хлеб начинает доставлять в магазины на рассвете. Трудолюбие этого Трофимова, его умение создавать и лелеять семейные традиции вызывают большое уважение. Куда ни глянешь, в доме и даже во дворе фотографии его любимой Муси, жены Марины Петровны, или их парные портреты, снимки детей, внуков. К рубиновой свадьбе благодарный супруг создал большую фотогазету, отразившую все этапы совместной 40-летней жизни. В эту галерею, правда, не попали свежие кадры сватовства к внучке Трофимова. Настя учится в Киеве, там встретила своего корсунского парня Романа Чеверду, который, окончив университет МЧС, получил работу в столице. Молодые решили пожениться, а расписываться будут в День Независимости в рагсе родного поселка. Здесь, что особо ценят даже городские, обряд проходит по-домашнему душевно и человечно.
|