Маршрут № 6 «По Святогорскому монастырю» Вид туризма — пешеходный. Сезонность: май — сентябрь. Направление маршрута: г. Енакиево — г. Горловка (Углегорск) — Святогорск — мужской монастырь — г. Енакиево. Протяженность пешеходной части маршрута — 8 км Продолжительность маршрута — 2-3 дня. Путевая информация: из г. Енакиева в Святогорск существует несколько вариантов проезда по железной дороге: утренний, дневной и вечерний. Из г. Енакиева проезд в г. Горловку, Никитовку и Углегорск осуществляется маршрутными такси от городской автостанции, а далее железнодорожным транспортом. От железнодорожной станции Святогорск к мужскому монастырю — 7,5 км. Это расстояние можно пройти пешком либо проехать на автотранспорте. Всё зависит от того каким временем располагает группа. Рекомендуемое место для ночлега: в палатках — на левом берету р.Северский Донец, у озера Банное или поселение на квартире. Историко-краеведческие сведения: С привокзальной площади в город вас доставит автобус — 7,5 км. Выходить нужно на конечном остановке. Перейдя по мосту через реку Северский Донец, вы входите на территорию действующего мужского монастыря, , возобновившего свою деятельность в 1992 году. У ворот справа — экскурсионный киоск, в котором можно купить билет на экскурсию. Следует помнить, что по вторникам экскурсии по монастырю не проводятся — выходной день. Для посещения культовых сооружений следует выполнять такие правила поведения: 1. Приходить в монастырь следует в скромной (несоблазнительной) одежде, без неподобающих на ней надписей и изображений. 2. Женщинам следует быть с покрытой головой, без макияжа. Одежда должна быть с длинными рукавами, юбка или платье — приличной длины. Не подобает христианке носить мужскую одежду — брюки, а мужчинам — шорты. 3. Нельзя вступать с насельниками в праздные разговоры. 4. Запрещается громко разговаривать, кричать, смеяться, курить, сорить, устраивать пикники, входить на территорию с животными, включать радиоприемники, магнитофоны. 5. Фото- и киносъемку внутри храмов можно вести только по благословению наместника монастыря. 6. В храме мужчины должны стоять с правой (стороны, женщины — с насты рек их ворот левой. 7.Войдя в храм, сотворить 3 поясных поклона с крестным знамением. Не разговаривать. На территории монастыря работает книжная лавка магазин сувенирной продукции, при входе продаются платки. Нижний павильон паломников открыт для посещения пещерника с выходом к Николаевской церкви на утесе с 10.00 до 11.40 и с 13.30 до 15.10. Проход со свечами. Для самостоятельного осмотра рекомендуется пешеходный маршрут по терренкурам (дорогам с бетонным покрытием различного наклона и протяженности). Маршрут № б проходит по серпантинному пути на меловые горы к памятникам: лейтенанту Камышеву, Артему, могиле И. Затворника, Николаевской церкви, Арсениевскому скиту, церкви Всех Святых. Все зависит от того, каким временем вы располагаете. История Свя-тогорского монастыря интересна, но велика, на страницах этого издания изложить ее не представляется возможным, поэтому рекомендую купить книгу В. Н. Дедова «Святые горы». Историческая справка о Святых горах Меловой период на земле начался 137 миллионов лет назад и длился более 70 миллионов лет. Для этого периода характерны энергичная вулканическая деятельность, грандиозная верхнемеловая трансгрессия, когда под наступающим морем оказалась значительная часть Русской платформы и образование мощных толщ писчего мела. Мезозойный период в Донбассе: широко распространены папоротники и голосеменные, пальмы, магнолии, сосновые, кипарисовые растения. Из морских животных значительную роль играют фораминиферы, аммониты, белемниты, костные рыбы, ящеры-мозозавры (их длина нередко достигала 12 метров), наземные позвоночные — гигантские травоядные и хищные ящеры (динозавры), также летающие ящеры и зубастые птицы. Остатки вымерших морских животных и растений способствовали накоплению осадочных горных пород — известняка, мела. Затем начался процесс образования складок горных пород и оформления долин рек Дона, Донца и их притоков. Высокий правый берег реки сложен из мела, наличие которого является одним из доказательств существования здесь моря в далеком реологическом прошлом. Вдоль правого берега реки Северский Донец на несколько километров протянулись меловые горы, имеющие название Святых. Первое упоминание о Святогорской местности на Донце относится к 1526 году в записках германского посла Герберштейна. Никоновская летопись за 1555 год гласит: «Того году, месяца июня, послал государь на Крымских воевод в Мамай лус... И нам воеводы пришли верх Мжа и Коломаха и прибежал к ним сторож из Святых гор до станичник Лаврентий Колтовской товарища прислал с тем: царь Крымский Донец перелез со многими людьми и идет к Рязанским или Тульским украинам». Таким образом, с начала XVI века история свидетельствует о пребывании русских сторож в местности Святогорья. Из истории Святогорского монастыря: Археологические данные свидетельствуют, что на левом берегу реки Северский Донец, недалеко от пос. Богородичное, 4,5 км вверх по течению реки от Святогорска, в XI столетии располагалось христианское поселение. Научно доказано, что с ХШ века на территории края, в непосредственной близости от Святых гор существовала серия мелких поселении, часть жителей исповедовала христианство по греческому обряду. В настоящее время отсутствуют аргументированные исторические сведения о времени появления первых культовых мест в Святых горах, о возникновении самого топонима и дате основания Святогорского монастыря. Сохранилась грамота царя Михаила Федоровича, датируемая 1624 годом, в которой святогорской братии выделены государственные пожалования. Помощь государства монастырю не была односторонней. Последний выполнял функции не только духовного центра, но и принимал беженцев из татарской неволи, регулярно посылал сведения о появлении татар, направлении их движения, количестве. Покинув пещеры меловой скалы, их обитатели начали основание наземных монастырских построек. В 1698 г. начато строительство Успенского собора на средства изюмского полковника Ф. Шидловского. К 1781 г. в обители было уже б церквей. Земельные владения составляли 27 тысяч десятин. Это не могло не привлечь внимания императорского ока. Указом Екатерины II 10 апреля 1786 г. монастырь упразднен и вскоре подарен ее фавориту Григорию Потемкину. После его смерти имение перешло к князю Энгельгардту, затем к княгине Юсуповой, а после ее смерти — к ее сыну, графу Александру Михайловичу Потемкину. При нем был вторично открыт в 1844 году Святогорский монастырь. В период с 1844 по 1851 гг. были построены Покровская церковь, дом настоятеля, казначейский дом, братский корпус, трапезная, гостиница, ограждающая стена с башнями, восстановлены пещеры меловой скалы, на меловом утесе — Николаевская церковь, подземная церковь Антония и Феодосия, построена Кирилло-Мефодиевская лестница с 511 ступенями. С 1859 г. по 1868 г. строится самое монументальное здание — Успенский 5-главый собор. В августе 1861 г. монастырь посетил царь Александр II со своей семьей. Катаклизмы I четверти XX века коренным образом изменили дальнейшую судьбу монастыря. После 1917 г. в структуре политических интересов новой власти церковь прекращает играть традиционную роль опорного элемента. В январе 1918 г. выходит Декрет правительства «Об отделении церкви от государства», а весной 1922 г. монастырское имущество и ценности изымаются в пользу государства. В октябре 1922 года монастырь закрывается и на его базе решено открыть Дом отдыха для рабочих и детей Донбасса. Возобновил он свою деятельность через 70 лет, в 1992 году. Краткое описание маршрута № 6
Войдя на территорию монастыря, пройти к Покровской церкви, за ней свернуть влево и войти в подворье. Рекомендуется посетить иконную лавку. От нее идти к Успенскому собору, поднявшись по лестнице. Побывав на службе, по пещернику мелового утеса подняться со свечой к подземной Арсениевской церкви, а затем к Николаевской — на меловом утесе. Со смотровой площадки Андреевской часовни на окрестности и реку открывается величественный вид. Поэт Михаил Петренко под впечатлением окрестных пейзажей написал знаменитые стихи: «Дивлюсь я на небо, та й думку гадаю: чому ж я не сокiл, чому не лiтаю...». После осмотра подняться по тропе вверх и идти к памятнику лейтенанту Камышеву по дороге из бетонных плит. От памятника вправо, по меловой дороге, мимо строящегося скита и храма Всех Святых идти вниз, забирая вправо, и по тропинке прийти к местам захоронения И. Затворника (причисленного к лику святых) и второго настоятеля монастыря — отца Германа. Место считается энергетически благоприятным для лечения различного рода заболеваний. Побывав на могиле, по тропинке подняться вверх, выйти на дорогу из плит и вновь идти по ней мимо памятника-дуба, не сворачивая ни вправо, ни влево. Через 300 метров вы выйдете к развилке, где нужно свернуть влево и выйти к памятнику Артему и братскому кладбищу воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны ( в 1941-1943 гг.). Со смотровой площадки открывается вид на монастырские постройки и на линию горизонта, в ясную погоду видна изюмская телебашня. Возвратиться вниз к реке можно двумя способами: либо по крутой тропе мелового склона, который начинается от памятника Артему и приводит к подземной церкви Антония и Феодосия, либо по дороге из плит к памятнику-дубу, от которого следует идти вправо вниз по серпантинообразному терренкуру, никуда с дороги не сворачивая. Через 2,5 км вы будете внизу. Следует помнить, что в 16 часов автобус везет пассажиров на ж.-д. вокзал станции Святогорск. Если Вы молоды и не устали, до вокзала можно дойти быстрым шагом (7,5 км) по лесной дороге или проехать на такси.
|