Он надолго задумался, прежде чем ответить на вопрос. И ответил не сразу, медленно подбирая слова, которые бы точнее и глубже выразили давно выношенную мысль. А девушка, корреспондент "Водного транспорта", пришедшая брать у него интервью, ждала, недоумевая. И даже не подозревала, какой важный для собеседника вопрос задала, какую бурю чувств вызвала. Шел 1968 год. Год, оказавшийся для солиста Луганской (ныне Ворошиловградской) филармонии Юрия Богатикова на редкость счастливым, во многом круто изменившим его судьбу. Он пришел на эстраду восемь лет назад, в 1960-м, после окончания Харьковского музыкального училища. Пришел человеком зрелым, уже имеющим за плечами не одну рабочую профессию, четыре года флотской службы, богатый опыт выступлений в коллективах художественной самодеятельности. Пришел, сознательно выбрав эстраду делом жизни. И служил ей верой и правдой все эти восемь лет, до краев наполненных поисками себя, своих тем, трактовок, выразительных средств. И вот поиски увенчались успехом. В 1967 году за пропаганду патриотической песни Богатикову были вручены премия имени Молодой гвардии и премия комсомола Украины. На Всеукраинском конкурсе вокалистов, посвященном 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, ом получил диплом Первой степени. Ну а 1968-й принес и международное признание: главный приз на фестивале эстрадной песни "Фройндшафт" в Берлине. В том же году Юрию Иосифовичу было присвоено звание заслуженного артиста УССР. ...Пройденное, передуманное, пережитое яркой вспышкой пронеслось в мозгу, когда корреспондент, не дождавшись ответа, повторила вопрос: "Так что же значит для вас, Юрий Иосифович, гражданская, патриотическая песня? Какую песню вы назовете гражданственной?" И, как бы подведя итог восьмилетним поискам, Богатиков улыбнулся: "У нас иногда принято считать, что "Вперед, заре навстречу!", дескать, патриотическая песня, а, скажем, "Русское поле" - это уже лирика. Не согласен! Все, чем живет человек, чем он в состоянии выразить свое отношение к жизни, - гражданственно и патриотично. Высочайшая лирика Пушкина и эквивалентная ей музыка Чайковского - взлет безусловной гражданственности. Поэзия Есенина, Кольцова, мелодии Глинки живут в народе, в его культуре, передаются из поколения в поколение, запоминаются, кажется, сами собой, впитываются чуть ли не с молоком матери. Значит, они гражданственны. Значит, они патриотичны. Для меня лично критерием, если хотите, сверхзадачей песни всегда было отношение исполнителя к своей земле, к своей Родине, к своему народу. Я - за песню, возвышающую душу и мысль человека" ("Водный транспорт", 1968, 13 мая). С того памятного для Ю. Богатикова интервью прошло более пятнадцати лет. За эти годы окончательно сформировалось его исполнительское лицо, которое отличает строгая, академическая манера пения, верность школе, сценическая культура, умение легко входить в контакт с любой аудиторией, серьезное отношение к каждому исполняемому произведению. Приведу только один пример, когда высокие этические требования, предъявляемые Юрием Богатиковым к песне, помогли ему с честью выйти из достаточно сложной ситуации. В начале 70-х годов состоялась премьера Ленинградского государственного мюзик-холла - "Миллион новобрачных" (композитор М. Кажлаев, постановщик И. Рахлин). По ходу сюжета главные герои - летчик Сергей и актриса мюзик-холла Ольга, совершая свадебное путешествие, попадали в различные союзные республики (Узбекистан, Молдавию, Украину), где знакомились с местным колоритом, нравами, искусством. К сожалению, как отмечалось прессой, авторам представления нередко изменяло чувство меры, порой подводил художественный вкус... Критики, говоря о недостатках этого эстрадного спектакля, отмечали в нем одну бесспорную удачу - украинский эпизод, оставивший яркое впечатление благодаря участию Юрия Богатикова Вот что пишет, например, критик журнала "Музыкальная жизнь" (1972, № 14) Н. Завадская: "В ревю обязательно должны принимать участие настоящие артисты, личности, которые не боятся войти в этот чуть придуманный, чуть слишком красивый мюзик-холльный мир со своим настроением, со своей темой. В "Миллионе новобрачных" это позволил себе, например, Юрий Богатиков - лауреат премии комсомола Украины, который, оставаясь самим собой, хорошо спел несколько современных украинских песен. И пришли с ним на минуту простота и достоверность, которые оказываются в мюзик-холльном представлении качествами поистине драгоценными". Однако, несмотря на серебряную медаль на международном конкурсе вокалистов "Золотой Орфей", проходившем в Болгарии, звание лауреата международного Московского фестиваля эстрадной песни "Мелодии друзей - 69", неожиданно собравшего среди своих участников настоящее эстрадное созвездие, имя Юрия Богатикова к началу 70-х годов не было еще известно широкому зрителю. По-настоящему популярным сделало его телевидение. И огромная заслуга в том принадлежала Юрию Васильевичу Силантьеву, тогда главному дирижеру Эстрадно-симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения. — Я всегда готовился к каждой встрече с Юрием Васильевичем с душевным трепетом, волновался, как мальчишка, - говорит Ю. И. Богатиков - И каждая наша встреча давала мне так много в плане чисто профессиональном...-И, чуть помедлив, добавляет: - Эстрадному певцу просто необходимо хотя бы периодически выступать с большим оркестром. Дело в том, что работа с ансамблем позволяет порой уставшему или находящемуся не в лучшей форме певцу, что называется, "промазать". Ансамбль за ним "пойдет". А вот с большим оркестром, тем более со столь высокопрофессиональным, каким руководил Силантьев, это уже невозможно. Оркестр дисциплинирует певца, заставляет быть собраннее, ответственнее, а это в свою очередь способствует и его творческому росту. Да, Юрий Васильевич Силантьев сделал очень многое для того, чтобы певец Юрий Богатиков вырос в эстрадного мастера, которому под силу решать сложнейшие вокальные задачи. Силантьев научил его самому главному - знанию и пониманию жанра и его законов, умению этими законами управлять. "С самого начала нашей совместной работы, - рассказывал Юрий Васильевич Силантьев, - меня привлекла в Юре его огромная трудоспособность, я бы даже сказал, одержимость на репетициях. И еще доброжелательное отношение к замечаниям, предложениям, готовность немедленно взять все стоящее в свой певческий арсенал. Добиваясь точности и выразительности исполнения, продуманности, отработанности общего рисунка песни, Юрий "пробует" ее десятки раз, в самых различных вариантах. И так до тех пор, пока не отыщет идеальный изо всех возможных. Точно так же и каждый жест его, каждый "переход" строжайше отрежиссированы. Юрий, например, всегда точно знает, почему в данный момент его рука пошла вправо, а не влево. И это, на мой взгляд, очень ценное для эстрадного певца качество... Он никогда не повторяется. В каждом концерте старается подать уже знакомые слушателям песни чуть-чуть иначе, что-то по-новому осмыслив, выделив, укрупнив". Сегодня, когда Богатиков является непременным участником почти всех телевизионных праздников, фестивалей, творческих вечеров композиторов, когда одно его появление на экране вызывает у людей моментальный интерес, трудно себе представить, что первое выступление певца по Центральному телевидению, относящееся к далекому 1969 году, прошло незамеченным, не вызвало ни одного зрительского отклика. И тем не менее это так. Шла трансляция праздничного концерта, посвященного Дню шахтера. Богатиков спел одну из своих самых любимых песен - "Спят курганы темные" Н. Богословского (стихи Б Ласкина). - Сознание, что на тебя смотрят по меньшей мере сто миллионов глаз, действовало, как холодный душ, - вспоминает артист, -и держался 9 непривычно скованно. Остался недоволен собой - От меня не ускользнула, конечно, скованность, некоторая натянутость исполнения, впрочем вполне естественная для человека, впервые оказавшегося под лучами софитов и телекамер, - вспоминает и композитор Никита Владимирович Богословский. - Но осталось в памяти другое: неподдельная искренность, мягкая, вдумчивая лирика, чуткое сопереживание песне, красивый, выразительный баритон. Чувствовалось, что певцу дорог и близок мир, о котором он поет, что не понаслышке знает он бескрайние дали опаленных солнцем степей, и притихшие, четкими конусами вырисовывающиеся на фоне звездного неба "спящие" курганы, и щедрых на доброе слово, умеющих "жарко работать" людей. А три года спустя, на творческом вечере И. В. Богословского, организованном Центральным телевидением в честь шестидесятилетия композитора, Юрий Богатиков выступил с песней, уже специально написанной для него, - "Давно не бывал я в Донбассе" (стихи Н. Доризо). Забегая вперед, скажу, что песне этой суждено было стать своеобразной визитной карточкой певца, одним из самых любимых и наиболее часто исполняемых км произведений. И немалую роль в том сыграло то обстоятельство, что Богатиков действительно родился, вырос и начал свой путь в мир песни в Донбассе - в маленьком шахтерском городе Енакиево. С первых же музыкальных фраз, с неторопливого, задушевного "Давно не бывал я в Донбассе..." Богатиков просто покорил зал. Покорил правдой чувств, той силой внутренней убежденности, тем глубоким лиризмом, которые никогда и никого не оставляют равнодушным. Его мощный и сильный, бархатистого тембра голос буквально заполнил зал. И секундная тишина после того, как замерла последняя нота, и вспоровшие эту тишину аплодисменты яснее самых громких слов сказали, что пришло-таки к солисту Ворошиловградской филармонии Юрию Богатикову долгожданное и заслуженное признание. - Никита Владимирович Богословский, - скажет с улыбкой певец,- можно сказать, дал мне путевку в жизнь. Что ж, в известной степени так оно и было. С легкой руки Никиты Владимировича многие московские композиторы стали писать "на Богатикова", отдавать ему свои новые произведения. "Весна сорок пятого года" И. Лучинка (стихи М. Ясеня), "Усталая подлодка" А. Пахмутовой (стихи Н. Добронравова, С. Гребенникова), "Песня об океане" Е. Жарковского (стихи Р. Рождественского), "Экипаж - одна семья" В Плешака (стихи Ю. Погорельского), "Не плачь, девчонка" В Шаинского (стихи М Пляцковского), "Я руки женские целую" А. Экимяна (стихи Р. Гамзатова, русский текст И. Озеровой), "Не остуди свое сердце, сынок" В Мигули (стихи В. Лазарева), "Давай поговорим" Э. Ханка (стихи И Резника), "Любовь к Отчизне" В. Левашова (стихи В Лазарева) . Чтобы просто перечислить наиболее популярные песни, которые распевает сегодня вся страна, а впервые исполнил Юрий Богатиков, по-надобилась бы не одна страница. - Это ни с чем не сравнимое счастье, - считает артист - когда выходишь на сцену с песней, которая пока еще никому ничего не говорит, и вдруг начинаешь понимать, что ее принимают, что она будет жить. Творческие контакты с лучшими современными композиторами и помогли Богатикову обрести свое лицо на всесоюзной эстраде Требовательная, не терпящая компромиссов, прекрасный мелодист А. Н. Пахмутова старалась максимально использовать природные вокальные данные певца, его творческую индивидуальность. Если песня по какой-либо причине "не шла", как это было, например, с "Усталой подлодкой", которую готовили специально к творческому вечеру композитора, Пахмутова предлагала Юрию Иосифовичу отложить работу над ней, переключиться. Через некоторое время к песне возвращались, и та неожиданно открывалась иными, не замеченными прежде гранями, звучала уже чуть по-иному. И будто бы сами собой находились новые пути ее сценического воплощения, новые исполнительские возможности. Людмила Лядова тоже старалась идти от вокальных особенностей Юрия Богатикова, позволяющих ему одинаково свободно пользоваться и тонкой прозрачной "акварелью", и сочным "маслом", и приглушенной "пастелью". Мягко и чуть грустно, осторожно маневрируя тончайшими полутонами, что свидетельствует о большом профессиональном мастерстве, поет он ее песню "О Есенине" (стихи В. Лазарева). Артисту словно удается обнажить нежную мятущуюся душу поэта. Совсем иначе - мужественно, жизнерадостно и приподнято - звучит в его интерпретации известный "Старый марш" (стихи М. Владимова). Особо хочется сказать о песне "Как поздно молодость пришла". Прежде всего потому, что она удивительно точно ложится на актерский образ Юрия Богатикова, несколько непривычный для нашей эстрады. Это образ человека, умудренного житейским опытом. А во-вторых, потому, что она написана на стихи Николая Доризо, долголетнюю дружбу с которым Богатиков очень ценит и чьи стихи ему особенно близки. Замечу, что Доризо написал несколько песен специально для Богатикова. Это и "Давно не бывал я в Донбассе", о которой уже упоминалось, "Офицеры запаса" (музыка Г. Подэльского), посвященная старшему брату артиста и занимающая центральное место в этом творческом сотрудничестве, "Как поздно молодость пришла". Певец начинает чуть приглушенно, мягко, доверительно, как бы делясь со слушателями своим сожалением о безвозвратно прошедшей молодости. И вдруг голос взлетает: "Готов я бить во все колокола..." В нем прорывается боль, невозможность одолеть те тридцать лет, которые незримой преградой встали меж ним, человеком многое испытавшим, и его любимой. Да, любовь пришла ч лирическому герою, от чьего имени поет Богатиков, слишком поздно. Она принесла ему не только счастье, не только минутное возвращение, минутное прикосновение к самому дорогому - молодости, но и горе, тоску по утраченному, несбывшемуся. Вот почему так пронзительно-горько, с такой искренней грустью заканчивает певец песню; "...не только обретая, но теряя, как самую большую из потерь". К слову сказать, Богатиков никогда не старался казаться моложе своих лет. Он, как уже говорилось, пришел на эстраду человеком зрелым, с вполне сложившимся отношением к жизни, людям. Поэтому-то и пластика у него особая, несколько отличная от той, которой пользуются сегодня большинство эстрадных певцов. Он, например, никогда не подтанцовывает, не отбивает ногой такта, не прыгает по сцене и т. п. Улыбка, неброский и плавный жест - вот его выразительные средства. И тем не менее созданный певцом образ нашел ответный отклик у самой разнообразной и разновозрастной аудитории. Юрий Богатиков одинаково интересен и людям средних лет, которые видят в нем человека, равного им по знанию и восприятию жизни, прошедшего тот же путь, пережившего те же трудности, испытавшего те же радости, что выпали на их долю, и совсем юным, только еще в эту жизнь вступающим. Для последних он прежде всего взрослый и умный друг, знающий и понимающий многое из того, что вскоре предстоит узнать и понять им, юным. И самое главное - этот друг тактичен и ненавязчив. Он держится со своим молодым зрителем абсолютно на равных, делится пережитым без тени превосходства или самолюбования. Ему чужды гордыня и надменность. Вот почему молодые слушают Богатикова внимательно и доверчиво, вот почему не боятся они, в свою очередь, поведать артисту о самом дорогом, личном, В многочисленной зрительской почте, которую получает певец, в перечне вопросов, которые ему задают во время различных творческих встреч и конференций, в записках, переданных после сольных концертов, немало трогательного и смешного, порой наивного, порой поражающего глубиной и оригинальностью мышления. Но когда читаешь эти не всегда гладкие строки, невольно ловишь себя на одной мысли: к артисту обращаются как к человеку, выразившему твои сокровенные чувства, твои соображения об окружающей действительности, жизни и т. д. Это свидетельствует о том, что певец состоялся, что у него есть своя определенная аудитория, которая приходит слушать именно его, ждет от него подтверждения собственным мыслям и взглядам. Каждый, кому хоть однажды приходилось выходить на сцену, знает, что установить прочный эмоциональный контакт со зрительным залом в целом и с каждым отдельным зрителем в частности - очень трудно. Но только в этом случае песня захватывает зал, только в этом случае она доходит до сердца слушателя. Юрию Богатикову такой контакт установить удается. Приведу в качестве примера два письма. Автор первого, ветеран Великой Отечественной войны, пишет: "Юрий Иосифович, спасибо за то, что вновь и вновь возвращаете нас в дни нашей молодости. Вы исполняете песни о фронтовиках, песни военных лет с душой, непринужденно, весело, задорно, так, как пели когда-то мы, и в часы самых тяжелых испытаний веря в Победу". Вдумайтесь в последнюю фразу: "...так, как пели когда-то мы..." Это ли не сопереживание услышанному со сцены? Это ли не полное доверие к артисту, сумевшему воскресить самое дорогое для человека - молодость? Автор второго письма, одесситка, написала Богатикову в день своей свадьбы, который молодожены решили провести на его концерте. "Юрий Иосифович, большое спасибо!-так начинается это письмо. - Побывав на Вашем концерте, мы почувствовали, что каждая Ваша песня была обращена лично к нам, мы обогреты ее теплотой. С концерта ушли с ощущением, что у нас была добрая семья, прекрасные родители, которые постарались сделать все, чтобы свадебный день запомнился навсегда". Счастлив артист, удостоившийся такого признания. У этого письма есть и краткая предыстория. Родители не одобрили брак дочери с курсантом мореходного училища. Зная нелегкое положение жены моряка, попытались уберечь ее от такой доли. Но, видимо, не нашли подходящих слов, сделали это неловко, что вызвало непонимание, горечь, озлобление. Но сказанное в запальчивости забудется, страсти улягутся, и родители, убедившись, что чувство дочери серьезно, конечно же, поймут молодых. А вот то, что песня помогла людям подняться над житейскими неурядицами, преодолеть обиды и раздражение и сделать вечер счастливым, радостным, памятным, думаю, не забудется никогда. Именно это и представляется мне в настоящем случае наиболее важным и ценным - Этому письму, - говорит артист, - уже более пятнадцати лет. Но для меня оно и по сегодняшний день тот камертон, по которому настраиваешься на каждое выступление. Я всматриваюсь в лица людей - моих слушателей И думаю: что объединяет их, сидящих в зрительном зале? И пою, обращаясь лично к каждому из них. А лучшая награда для меня, когда человек ощущает это. Ради таких минут стоит жить. Одна из его концертных программ так и называется; "Людям - о человеке". Тема ее - человек в его самых прекрасных проявлениях, на вершине душевного взлета. - Когда выступаю с этой программой, у самого - мурашки по телу, - признается певец и задумчиво продолжает: - И хочется стихи читать. Перед песней Вениамина Баснера "На Безымянной высоте" читаю "Если я не вернусь, дорогая..." Иосифа Уткина. Изумительные стихи! И очень точно вводят в песню. Последнее признание не случайно. Дело в том, что Юрий Иосифович с детства мечтал о карьере драматического артиста. И даже играл ведущие роли в спектаклях школьного драмкружка. Но началась Великая Отечественная война. Ушел на фронт отец. И не вернулся. Матери приходилось трудно. И двенадцатилетним подростком Юра уже работал на Харьковском велосипедном заводе, а после работы в составе заводской самодеятельности выступал в шефских концертах. Чаще всего - перед ранеными в госпиталях. В то время и начал петь. Пел песни военного времени: "Землянку" и "Соловьи", "Синий платочек" и "В лесу прифронтовом", пел почти все песни Мокроусова, Соловьева-Седого, Листова, Захарова, позже - Жарковского, Блантера. Эти песни волновали и трогали. Юра неистово, самозабвенно верил каждому их слову, каждой строфе и всей своей неокрепшей детской душой, уже познавшей гибель близкого человека, жаждал победы, освобождения мира. Ремесленное училище связи. Работа монтером на харьковском телеграфе. Одновременно - учеба в школе рабочей молодежи. И самодеятельность, выступления, разучивание нового репертуара. А время голодное, послевоенное. И мальчишке - четырнадцать-шестнадцать. Какой же волей, какой же силой духа надо было обладать, чтобы, отработав смену, спешить на занятия, оттуда - в клуб на репетицию, нередко затягивающуюся за полночь! А надо ведь еще и уроки приготовить, и дома помочь. И так изо дня в день, время расписано по минутам. В выходной - концерты на предприятиях, строительных площадках, в учреждениях. Позже, уже став известным певцом, в одном из своих интервью Богатиков назовет этот путь "хрестоматийным". То есть не исключительным - традиционным, таким, каким жила, каким шла в те годы вся страна. Но чего стоила эта "хрестоматийность"! Каких неимоверных усилий требовала! А в 1951-м, окончив школу, девятнадцатилетний Юрий уходит по комсомольскому набору служить в ряды Военно-Морского Флота, попадает на Тихий океан. Годы, проведенные на флоте, по его собственному признанию, сыграли в его жизни определяющую роль: сформировали характер, принципы, установки, утвердили в выборе профессии. Именно здесь, участвуя во флотской самодеятельности, солируя в ансамбле песни и танца Тихоокеанского флота, Юрий окончательно понял, что его призвание - песня. Демобилизовавшись, он поступает на вокальное отделение Харьковского музыкального училища, в класс М. А. Красновой, глубокую признательность к которой сохранит на всю жизнь. Классическая, академическая школа, чисто академическое, оперное звукоизвлечение дали ему очень много. И прежде всего - безукоризненную технику, свободное владение кантиленой. Богатикову не приходится выбор той или иной песни, того или иного романса ставить в зависимость от своих вокальных возможностей. Ни регистровых, ни диапазонных, ни интонационных сложностей и проблем перед ним не возникает, Голос звучит одинаково ровно и сильно, мягко и напевно и на верхних и на низких нотах. Тембр - густой, богатый самыми разнообразными оттенками, красиво окрашенный. Пиано тонкое. - Краснова внушала своим ученикам, что помимо чисто профессиональных качеств артисту необходимы также страстная убежденность в том, о чем он поет, и правдивость. Тогда и слушатель поверит, тогда и он сможет взглянугь на мир глазами артиста. Народный артист УССР Юрий Богатиков старается неуклонно следовать этому завету при отборе своего репертуара, в процессе подготовки тематических концертных программ, постоянным режиссером которых выступает В. С. Черкасов. Это творческое содружество принесло немало интересных находок, способствовало появлению на свет таких серьезных песенных циклов, как "Берегите мир", "Людям - о человеке", "Не остуди свое сердце, сынок". Не случайно они получили высокую оценку специалистов и прессы, в том числе и зарубежной. Последний цикл посвящен одной из ведущих в творчестве Богатикова тем - теме женщины, матери. Впервые артист исполнил его в августе 1978 года на Всесоюзном фестивале "Огни магистрали", проходившем в Благовещенске-на-Амуре. Тема эта волнует Богатикова давно. Она так или иначе присутствует в каждой его программе, в каждом выступлении. "Целую руки женщин всей земли. Мне так понятна тяжесть женской доли, Собрать добро по зернышку смогли, Смогли засеять жизненное поле". Эти строки народного поэта Дагестана Расула Гамзатова (русский текст И. Озеровой), которыми начинается песня "Целую руки женщин всей земли" композитора Алексея Экимяна, служат как бы эпиграфом к теме. Женщина - начало всего живого на земле, хранительница добра, благородства, чистоты. Мама, мать - да есть ли на свете другое слово, при одном упоминании которого теплеют глаза взрослых людей, разглаживаются морщины, прерывается голос? Мы называем матерью самое дорогое, что имеем, - Родину. Мы вспоминаем о нежных материнских руках, когда попадаем в беду, когда нам худо, мы снова ощущаем себя маленькими, как в детстве, когда мама утешала и разрешала наши горести и тревоги. "Не остуди свое сердце, сынок", "Как долго у мамы я не был...", "Березы", "С чем сравнить любовь"... Но не только гражданская, на только патриотическая песня любимы Богатиковым. Он непременно вставляет в свои программы песни жанровые, шуточные, озорные, такие, как, например, "Давай поговорим". Кстати сказать, именно с легкой руки Богатикова и певицы из Германской Демократической Республики Сюзанны Берлин, которые разыграли этот веселый песенный диалог в одной из телевизионных передач, песня приобрела неслыханную популярность. Многогранность, гибкость, разноплановость артиста, в репертуаре которого свыше трехсот произведений, позволили ему обратиться к романсовой лирике, к русскому и украинскому фольклору. Украинские народные песни "Чорни брови" и "Ганзя", "Безмежнее поле" Н. Лысенко, "Ой, ти, дивчина, з ropixa зерня" А. Кос-Анатольского, песни современных композиторов республики - И. Шамо, А. Билаша - естественно вошли в его репертуар, так же как и русские народные - "Коробейники", "Отрада" и другие. В программе сольного концерта в Колонном зале Дома Союзов в Москве (конец 1981 г.), где певец выступал в сопровождении двух замечательных оркестров: Академического оркестра народных инструментов под управлением Николая Некрасова и Эстрадно-симфонического под управлением Юрия Силантьева (оба - Всесоюзного радио и Центрального телевидения), так и значилось: первое отделение - русские и украинские народные песни, классические романсы. Второе отделение было отведено уже привычной нам в богатиковском исполнении советской песне. Чем же обусловлен новый репертуар, что заставило певца взяться за столь трудную задачу? Как-то во время очередных гастролей (а Богатиков много ездит по стране, выступая и в огромных залах, и в крохотных сельских клубах, и в красных уголках комсомольских строек, где выход нередко предусматривается в буквальном смысле слова, "из-за печки") певец включил в свою программу бессмертный романс П. Булахова "Не пробуждай воспоминаний". По залу (дело происходило в сельском Доме культуры богатого колхоза) прокатился сначала едва заметный шумок, потом смешок, потом неясный глухой гул. Ребята из сельского профессионально-технического училища, будущие механизаторы, а именно они на три четверти составляли тогда зал, как выяснилось, абсолютно не приучены слушать песенную классику. Распевность и широта мелодий, наполненных тихой грустью, ярким драматизмом, оказалось, ничего им не говорят. Да они в том и не виноваты. Их музыкальный вкус основательно подорван бытующими еще и сегодня на эстраде песнями - бездумными шлягерами, в которых за простеньким, немудреным, легко запоминающимся мотивчиком прячется пустота, отсутствие глубоких и искренних мыслей, истинной поэзии, песенных традиций народа. - Я понял, что сейчас особенно требуется прививать слушателю, преимущественно молодому, настоящую культуру, воспитывать его художественный вкус, - говорит Ю. Богатиков. - И мне очень повезло, что на моем пути встретился такой музыкант, как Николай Николаевич Некрасов, главный дирижер Академического оркестра народных инструментов Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Работать с ним, С его оркестром для меня - всегда праздник. Это - великолепные музыканты, удивительно тонко умеющие слышать певца, чувствовать его настроение и "идти" за ним. Я слушала Юрия Иосифовича и думала о том, как важна для артиста вот такая способность увлекаться, влюбляться в песню, в стихи, в исполнителей, дирижеров, в людей вокруг себя. И вдруг вспомнились мне кадры документального фильма, снятого режиссером Б, Небиеридзе и оператором А. Ващенко на киностудии "Укртелефильм", "Мне доверена песня" - о Юрии Богатикове. Вспомнились лица слушателей: колхозников и моряков, строителей и солдат, студентов и ветеранов Отечественной войны. И песня, которая лейтмотивом проходила через весь фильм, - "Не остуди свое сердце, сынок". Песня эта звучала как напоминание, как обращение к самому себе-люби людей, будь всегда чуток к их боли и радости, не забывай, для кого и ради кого ты поешь, помни о великой ответственности художника, которому "доверена песня". Статья Е. Березиной Источник: http://bogatikoff.narod.ru/
|