Уксусов Иван Ильич родился в рабочей семье, трудовую деятельность начал с 12 лет. Был грузчиком, коногоном, забойщиком на руднике «Красный Октябрь» в Донбассе, слесарем на Енакиевском металлургическом заводе Направленный в 1926 году по путевке комсомола на учебу в Ленинград, работал слесарем на прядильно-ткацкой фабрике «Октябрьская», одновременно пробуя свои силы в литературном труде. Первая публикация — повесть «Сестры» в журнале «Звезда» (1930 год №4). Там же, в том же году в 9-11 номерах увидел свет первый роман Уксусова — «Двадцатый век», посвященный событиям революции и Гражданской войны в Донбассе. Роман выдержал в последующие годы несколько отдельных изданий, был переведен в Германии, Финляндии, США Молодой прозаик был избран членом правления и президиума РАПП (Российской Ассоциации пролетарских писателей), стал участником международного съезда революционных писателей, проходившего в Харькове. Немецкое издание его романа в 1933 году «удостоилось» сожжения фашистами на Александерплатц в Берлине в числе др «вредных» книг.
Однако общение с зарубежными коллегами (пусть и дружественными СССР. М.-А.Нексе, М.Голдом, А.Зегерс), полученные от них книги с автографами на иностранных языках стали поводом для ареста Уксусова Ивана Ильича в апреле 1935 года по подозрению в шпионаже. Приговор «тройки» был относительно мягким: 3 года административной ссылки в Омскую обл., но в ходе следствия писатель имел полную возможность познакомиться с тогдашними методами его ведения, о чем много лет спустя рассказал в автобиографическом очерке.
В 1938 году Уксусов Иван Ильич снова в Ленинграде, в 1941-1942 года он — член писательской группы противовоздушной обороны, в дальнейшем — стрелок-автоматчик на Северо-Западном фронте. Написанный в перерывах между боями военный роман «Лицом к пламени» был опубликован в 1946 году ленинградской молодежной газете «Смена» (в 74 номерах).
Наиболее значительным произведением Уксусов Иван Ильич остается его первый, юношеский роман — «Двадцатый век». Недостатки его очевидны: рыхлость композиции, невыработанность языка. Газетная скороговорка («влияние Коммунистической партии из Центра не всегда достигало этого района, сперва оккупированного австро-германскими войсками, а позже подпавшего под сильное влияние меньшевиков и эсеров») сменяется порой претенциозной вычурностью («Никита Гаврилыч жгуче чувствовал наступающие минуты»). При всем том главное достоинство романа — в доскональном знании жизни металлургов и шахтеров Донбасса, ее производственных и бытовых реалий, в достоверности описываемых событий, в точности и значительности подмеченных подробностей (грязная красная кофта работницы-откатчицы, в решающий момент превращающаяся в знамя революционной толпы). Широк и многообразен спектр изображаемых лиц и характеров: мн. главы так и называются именами действующих лиц, являя собой, по существу, портретные очерки — «Каталь Маришка», «Табельщик Манцивода», «Десятник Фролов» (один из главных героев), «Шахтер Андрей», «Припадочная Маша, машинистка секретного отдела», «Полит-комиссар Демьян Ступанов» и так далее.
Рабочие в романе Уксусова Ивана Ильича — не однородная масса, политические симпатии которой заранее предопределены социальным происхождением, а живые люди, каждый из которых по-своему ищет свое место в разворачивающейся борьбе, в новом рождающемся мире, в еще молодом XX веке. В ткань повествования органично вплетаются подлинные документы эпохи: воззвания к рабочим белого генерала Май-Маевского от 17 июля 1919 года и — с другой стороны — Коммунистической партии (большевиков) Украины. И сам роман, написанный как бы изнутри событий, по их горячим следам, не сглаженный идеологической корректурой последующих десятилетий (последнее переиздание — 1933 год) воспринимается, со всей своей открытой тенденциозностью, как примечательный документ времени.
Послевоенные произведения Уксусова Ивана Ильича связаны преимущественно с т.н. рабочей темой, усиленно культивировавшейся и поощрявшейся в течение ряда десятилетий. Писателю не откажешь в умении «войти в тему», в знании производства: недаром долгие годы Уксусов Иван Ильич поддерживал творческие связи с одним из своеобразнейших ленинградских предприятий — заводом «Русский дизель». Вместе с тем он неукоснительно следует диктуемым свыше канонам: непременный показ руководящей роли партии («прошу призвать его к ответу по партийной линии»), борьбы нового со старым (трактуемой подчас как «борьба отличного с хорошим»).
Многим страницам произведений Уксусова Ивана Ильич свойственна газетная беглость («после цехового собрания во втором механосборочном началась борьба с бракоделами»), риторика, определенная заданность характеров и конфликтов. Следует также иметь в виду, что для Уксусова Ивана Ильича было характерно многократное возвращение к уже написанным и опубликованным вещам, правка и переделка их. Еще в предисл. к очередному переизданию романа «Двадцатый век» он предупреждал читателей, что книга серьезно переработана, написано 7 новых глав, и по существу, издание следует считать не четвертым, а... первым. Роман «После войны» (Л., 1954 год) в дальнейшем превратился в «Ленинградскую повесть», причем 2 издания последней (Л., 1957 год и 1965 год) существенно отличались друг от друга: если в первом варианте действие охватывало лишь полтора года жизни послевоенного Ленинграда, то во втором — целых 13 лет. Еще одна редакция того же произведения, под названием «Здравствуй, Ленинград!» стала 1-й книгой романа «Солнце над Невой» (Л., 1985 год). Сменились имена некоторых героев, появились дополнительные исторические экскурсы (например, о деятельности братьев Нобелей в России), но основные сюжетные линии и центральный конфликт остались прежними: борьба передового инженера, потомка нескольких поколений питерских пролетариев, недавнего фронтового разведчика Евгения Малова с консерваторами на производстве. Впрочем, одержав наконец победу над авторитарным директором, Малов решительно возражает против придания их столкновению политической оценки: в этом при желании можно усмотреть примету нового в жизни страны. Вместе с тем, на первых страницах дилогии, в ее своеобразном прологе, действие которого отнесено к тридцатым годам, возникает написанный в сдержанно-положительных тонах образ И.В.Сталина как одного из организаторов и вдохновителей дизельного машиностроения в СССР.
2-й книгой «Солнца над Невой» стал роман «Голодная степь», также опубликованный ранее отдельно (Л.,1977 год) и получивший поощрительную премию ВЦСПС и СП СССР за лучшее произведение о рабочем классе. На страницах этого произведения специалисты «Русского дизеля» внедряют свои разработки на строительстве хлопкопе-рерабатывающего завода в Узбекистане, возникает тема дружбы народов СССР и новые исторические экскурсы, на этот раз в прошлое Средней Азии. Завершается роман торжественным пуском предприятия в канун Октябрьской годовщины, один из героев — армянин Теватрос Гулян — произносит речь: «С наступающим праздником вас! Завтра исполнится тридцать семь лет, как свершилась Октябрьская революция, подарившая нам Советскую власть. Только при Советской власти простой человек стал хозяином своей судьбы и своей страны...»
В этом выпуске мы предлагаем вам посмотреть на самые эффектные оптические иллюзии уходящего года - от умных компаний до креативных уличных художников. Хотя иллюзия определяется по-разному, давайте считать ее чем-то, что искажает наши чувства или меняет восприятие реальности.